Издательская программа

Bolshoy teatrmuzeum cover

Большой театр является всемирно известным брендом нашей страны. «И даже в области балета мы впереди планеты всей», — эти строчки барда Юрия Визбора не простое преувеличение. За почти три столетия в Большом были отыграны сотни тысяч спектаклей, для которых рисовались афиши, шились костюмы, готовились декорации. Главным пространством исторической памяти о прошлом театра стал его музей, которому посвящен издательский проект Фонда «Связь Эпох».

«Большой театр и Музей. 1918–2018» — издательский проект Фонда «Связь Эпох», приуроченный к 100-летнему юбилею Музея Государственного академического Большого театра России и году русского балета. В подготовке издания принял участие коллектив сотрудников музея под руководством Лидии Хариной и Екатерины Чураковой.

По сути – это первый каталог музея, в котором рассказано обо всех его фондах. Книга была выпущена к выставке «Музей и Театр. 100 лет вместе (1918-2018)», которая проходила с декабря 2018 по апрель 2019 в Новом Манеже.

Книга получила премию «Книга года» в номинации «Мельпомена и Талия» в рамках Ежегодного Национального конкурса «Книга года» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

Издание приурочено к 100-летнему юбилею Музея Государственного академического Большого театра России и году русского балета (2018)

Большой театр и Музей. 1918–2018. Из коллекции Музея Государственного академического Большого театра России : Альбом / авт.-сост. Л. Г. Харина, Е. А. Чуракова. — М.: «Кучково поле Музеон»; Фонд «Связь Эпох», 2018. — 356 с.: ил.

ISBN 978-5-6041282-4-4 (ООО «Кучково поле Музеон»). ISBN 978-5-9907286-4-6 (Фонд «Связь Эпох»)


Полистать в PDF

Купить книгу

 

Историческая справка

Музей Большого театра не является ровесником театра, и установить точную дату его основания оказалось очень непросто. Если театр начинается с основания труппы, то музей — с формирования коллекции. Будучи структурным подразделением при театре, Музей всегда занимался только его историей, а события, связанные с возникновением самой музейной коллекции, оставались без внимания.

По разрозненным документам — справкам, отчетам, тезисам выступлений, докладам и протоколам, хранящимся в Российском государственном архиве литературы и искусства и архиве Музея, — удалось выяснить некоторые этапы жизни Музея Большого театра.

1918 год. В стране глубочайший кризис, идет Гражданская война, повсюду голод, эпидемии… В это время в Москве по инициативе Дирекции и Управления госактеатрами начались работы по разбору архива Конторы Государственных театров, бывшей Московской конторы Императорских театров, и нотной библиотеки.

В архив Конторы за время между революциями и сменой власти в стране «сваливали огромное количество дел, прежде находившихся в числе текущих дел в конторе, <…> архив пришел в большой беспорядок и необходимо было водворить порядок и проверить эту часть по существующим описям, часть же заново разобрать и списать».

В течение 1920-х годов шла напряженная работа по собиранию фондов и их описанию. Начиная с 1931 года Музей развернул просветительскую работу вне театра. Сотрудники Музея выступали с лекциями в цехах заводов и фабрик, в клубах… Конечно, это было важное дело для Музея, но оно полностью остановило формирование и описание фондов, также прекратилась научно-исследовательская деятельность. Как следствие, 1 сентября 1936 года Музей Большого театра был ликвидирован приказом директора Большого театра В. И. Мутных.

 

Полистать книгу «Большой театр и Музей. 1918–2018»

 

В начале 1937 года деятельность Музея восстанавливается с большим уклоном на архивную работу. Формируется научно-вспомогательный отдел: собираются статьи о театре, рецензии, автобиографии творческих сотрудников театра, создаются картотеки, которые систематизируются по артистам и постановкам спектаклей.

О деятельности Музея в годы Великой Отечественной войны практически ничего неизвестно. В 1950-е годы в обязанности сотрудников Музея входила и подготовка изданий либретто, программ, альбомов и фотокарточек. В начале 1960-х годов Музей переехал из Большого театра в здание Дирекции (над входом в вестибюль станции метро «Охотный Ряд»), заняв несколько помещений второго этажа. В одной из комнат было организовано фондохранение. Вдоль стен были возведены шкафы, а в центре выстроена система подвижных сеток для хранения живописи. Здесь находились эскизы декораций и костюмов, папки с афишами, театральные костюмы, скульптура, подарки Большому театру, личные архивы артистов. Все хранилось в одной большой комнате, без подробной топографии. В коридоре также были сделаны высокие большие шкафы, появилась возможность разложить папки с фотографиями и рецензиями.

В преддверии 200-летнего юбилея Большого театра в 1974 году в здании Дирекции впервые вне здания театра открылась историческая экспозиция, которую могли посетить все желающие, записавшись на экскурсию. О большом интересе к экспозиции говорят отзывы посетителей:

«Мы, члены Клуба ученых МГУ, с большим удовольствием осмотрели музей ГАБТ. Музей содержит много интересных экспонатов, которые дают возможность познакомиться с историей театра»; «Огромное спасибо за живой, интересный рассказ об искусстве, истории создания главного русского театра, его исполнителях. Группа сотрудников Госплана СССР»; «Ветераны труда дважды орденоносного завода “Знамя труда” благодарят за прекрасную экскурсию… Низкий поклон».

Эта экспозиция просуществовала более 20 лет и в 1990-е годы была закрыта.

В 1985 году было принято решение о переезде Музея в особняк в Петровском переулке, дом 6, так называемый Дом Трубецкой-Бове. Этот особняк был перестроен после Отечественной войны 1812 года архитектором Большого театра О. И. Бове для проживания своей семьи. В 1930-х годах особняк был передан Большому театру для различных нужд, и в разные годы здесь располагались то общежитие для артистов, то типография Большого театра.

В 2001 году отмечалось 225-летие Большого театра, которое было решено отпраздновать с размахом. На колоссальном пространстве (5000 кв. м) выставочного зала «Манеж» развернулась экспозиция, представлявшая многообразную историю театра. Были выстроены две сцены. На одной представлен эпилог из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки в подлинных декорациях и 240 театральных костюмах. На второй сцене на фоне исторического занавеса 1896 года (художник П. Б. Ламбин) каждый день проводились концерты. В выставочном проекте участвовали музеи Москвы и Санкт-Петербурга, а также впервые свои работы показывали цеха мастерских Большого театра.

Юбилейная выставка в Манеже, прошедшая с колоссальным успехом, дала мощный толчок дальнейшему развитию Музея Большого театра. Планировалось, что после выставки в отреставрированном здании Дома Трубецкой-Бове будет создана постоянная экспозиция, о которой мечтали как зрители и поклонники Большого театра, так и сотрудники Музея. Но проект, к сожалению, не был осуществлен.

В последние годы у Музея появилась еще одна значительная функция: его сотрудниками проводятся ознакомительные экскурсии по театру. Они пользуются большим успехом как у отечественных, так и у зарубежных посетителей.

 

Фонды Музея Большого театра

В книге представлено 14 фондов, отражающих многообразие коллекции Музея: фотографий, афиш, программ, эскизов, макетов, костюмов, бутафории, нотных изданий, рукописей, мемориальных вещей, фотографий с автографами, фотографий с негативами, скульптуры, иконографии. Остановимся на наиболее интересных, на наш взгляд, экспонатах Музея.

 

В конце XIX века в России началось массовое применение светописи (так буквально переводится греческое слово «фотография») во всех сферах человеческой деятельности. Все фотографии артистов и сцен из спектаклей принадлежали Конторе Императорских театров, так как съемку в театре мог осуществлять только тот, кто имел звание фотографа Императорских театров. Фотограф Императорских театров обязывался добросовестно и своевременно выполнять заказы на съемки костюмированных портретов актеров и сцен из спектаклей Императорских театров. Полагалось по два экземпляра снимков представлять для Конторы и один экземпляр — для «Ежегодника». Кроме того, необходимо было выполнять съемку декораций, костюмов и бутафорских предметов оперных и балетных спектаклей для составления специальных альбомов с инвентарными описаниями.

«Театр предоставлял фотографу необходимое оборудование, которое тот должен был ремонтировать за свой счет. Фотограф имел право на свободное творчество — съемку артистов в сценических образах и продажу своей продукции в фойе. Негативы являлись собственностью фотографической фирмы, исключая те, что выполнялись по специальному заказу театра».

В коллекции собраны фотографии, образующие знаковую систему мира театра. Для удобства они разделены на разделы: портреты, сцены из спектаклей, фотографии Большого театра. В фонде представлены работы известных фотографов: И. Г. Дьяговченко, К. А. Фишера, К. И. Бергамаско, М. Н. Конарского, М. А. Сахарова, В. Г. Чеховского, Г. В. Трунова и др.

Удивительно, сколь мощное эмоциональное впечатление может производить фотография. К сожалению, сегодня у нас нет возможности в полной мере оценить полноту таланта выдающегося оперного певца Федора Ивановича Шаляпина, однако его фотографические портреты в образах позволяют судить о его незаурядном таланте. Борис Годунов в его исполнении «изображает необычайное смятение… Руки как-то странно растопырены. Чувствуется, что у царя внутри все как-то замерло».

Собрание фонда афиш — одна из самых обширных коллекций Музея Большого театра. В настоящий момент в нем насчитывается свыше 10 000 единиц хранения, и фонд регулярно пополняется: из типографии театра поступают афиши текущего сезона, что позволяет с точностью документировать современную историю.

 

 

Афиша является наглядным источником, содержащим информацию относительно устройства и существования театрально-зрелищных мероприятий. В музейной коллекции она занимает особое место как предмет, имеющий источниковедческую и культурологическую ценность. Но так было не всегда: «…сиюминутная вещь, теряющая свой смысл после окончания спектакля, изначально ей не была уготовлена долгая жизнь».

Фонд эскизов декораций, костюмов, гримов и бутафории к спектаклям Большого театра содержит около 20 тысяч живописных и графических работ, созданных в период с 1842 по 2005 год. В коллекции достаточно полно представлена история оформления спектаклей на одной из главных музыкальных сцен страны. Самые ранние эскизы относятся к первой постановке оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1835) и к премьере оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки на сцене Большого театра (1842) — оба спектакля оформлял Н. Мартынов. Обратите внимание, как эпоха влияла на содержание афиш — первые послереволюционные годы отмечены динамическим смещением акцентов, большей смазанностью контуров, экспериментами со светом и цветом.

 

 

Наибольший интерес вызывает коллекция костюмов, хранящаяся в фондах Музея, которая насчитывает около 3 тысяч единиц хранения. Это экспонаты различных времен: начиная от XVIII века и заканчивая современными постановками. Фонд постоянно пополняется, в основном за счет поступлений из мужского и женского гардеробов театра. Костюмы из спектаклей, уже снятых с репертуара, передаются на постоянное хранение в Музей.

 

 

Авторы проекта:

Авторы-составители:

  • Лидия Глебовна Харина, искусствовед, заведующая Музеем
  • Екатерина Алексеевна Чуракова, искусствовед, главный хранитель Музея

Авторы статей:

  • Анастасия Викторовна Белевич, научный сотрудник Музея, хранитель фонда костюмов
  • Анна Александровна Волкова, старший научный сотрудник Музея, хранитель фонда скульптуры
  • Людмила Дмитриевна Рыбакова, старший научный сотрудник Музея, хранитель фонда негативов и фонда советской фотографии
  • Елена Андреевна Фролова, старший научный сотрудник Музея, хранитель архивно-рукописного фонда и мемориально-вещевого фонда
  • Лариса Игоревна Черепанова, старший научный сотрудник Музея, хранитель фонда фотографий с автографами, фонда нотных изданий, фонда программ
  • Оксана Геннадьевна Чернова, научный сотрудник Музея, хранитель фонда фотографий 1859–1930 годов, фонда афиш и фонда билетов
  • Екатерина Алексеевна Чуракова, хранитель фонда сценографии, фонда иконографии

Фотосъемка:

  • Павел Николаевич Рычков, старший сотрудник Музея, хранитель фонда бутафории и фонда макетов
  • Анастасия Викторовна Белевич
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.