«Кучково поле Музеон»

Поиск

Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство

Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство

Архитектурный ландшафт Москвы чрезвычайно разнообразен. Прогуливаясь по улочкам столицы, можно увидеть гармоничное соседство барочных домовых и храмов и вполне современных универмагов, и жилых комплексов. Настоящее издание посвящено московскому архитектурному модернизму. 

Термин «архитектурный модернизм» уже достаточно прочно закрепился в публикациях по истории отечественной архитектуры. Наряду с авангардом начала ХХ века к нему относят архитектуру огромного временного отрезка, начиная с середины 1950-х годов и заканчивая концом ХХ века. Этот стиль просуществовал так долго, что, трансформируясь и эволюционируя, смог приспособиться к любым социальным изменениям.

 



Библиографическое описание:

Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство / авт.‑сост. И. В. Чепкунова, П. Ю. Стрельцова, К. А. Кокорина, М. Р. Аметова; пер. на англ. яз. К. А. Кокориной. — М.: Кучково поле Музеон, 2020. — 240 с.: ил.

ISBN 978‑5‑907174‑11‑5

Купить

Скачать PDF

О выставке

  

«Мы живем… в год технологических чудес, когда можно всё!»

Ощущение приближающегося коммунизма, о котором было объявлено с высоких трибун в 1961 году, требовало новых решений во всех сферах общественной жизни, в том числе и в архитектуре и градостроительстве. В 1960-е годы архитекторы внедряли в строительную практику сборное домостроение, а позже старались использовать монолитный железобетон, который давал больше возможностей при проектировании. Вначале активно разрабатывались новые конструкции, например, «легкие оболочки» или вантовые висячие покрытия, которые применялись при строительстве уникальных общественных зданий и выставочных павильонов.

Полигоном для поисков стали крупные архитектурные конкурсы, направлением — использование железобетонных и металлических конструкций: ферм и оболочек, хорошо известных в архитектуре, но применявшихся до сих пор в промышленных и инженерных сооружениях. Наибольшую свободу творчеству традиционно давало проектирование выставочных павильонов — «праздничной архитектуры», которая вырывала и творцов, и зрителей из монотонности привычного хода жизни.

Полистать книгу «Пионеры советского модернизма. Архитектура и градостроительство»:

В 1956 году для демонстрации архитектурных достижений новой модернистской стилистики в Москве планировали создать постоянно действующую строительную выставку. Местом ее проведения было выбрано Останкино, вплотную примыкающее к территории ВХНХ. К сожалению, строительная выставка не состоялась, но проведенный конкурс собрал много инновационных предложений в инженерной области. Лучшим по новизне идеи и реальности выполнения основных конструкций в сборном железобетоне посчитали проект магистральной мастерской № 5 Моспроекта 3, конструктором которого выступил Н. В. Никитин, будущий автор Останкинской телебашни.

Архитекторы стали возвращаться к формотворческим экспериментам, которые привлекали авангардистов 1920-х годов. Видимо, такое стремление неизбывно, оно сродни композиторству, созданию «своей» стихии, где архитектурная форма не украшается декоративными элементами, а имманентна самой себе — форма ради формы, первоэлемент архитектурного творчества. Участие мастеров авангарда в становлении модернизма 1960-х способствовало знакомству молодого поколения с прежними принципами работы, по меньшей мере прокладывало небольшую тропинку к достижениям забытой и развенчанной архитектуры.

Шестидесятые годы для нашего отечественного зодчества были временем реализации формообразующих и планировочных концепций авангарда. Даже более того, авангард, богатый на всякого рода декларации, при всей остроте и радикализме созданных им проектов не мог быть построен в 1920-е годы, как того хотели его творцы. Просто потому, что в Советской России отсутствовало достаточное количество строительных материалов: бетона и цемента, стали и чугуна. Понимание, что такое современные технологии и материалы, пришло к архитекторам лишь через 30 лет.

Перед читателем раскрывается широкая панорама архитектуры хрущевского периода: «парадные» павильоны мировых выставок, массовое строительство многоэтажек, проткнувшая небо игла Останкинской телебашни, громады музеев и кинотеатров и многое другое. Богатый иллюстративный материал снабжен комментариями специалистов в сфере архитектуры и градостроительства.

 

Авторы 

Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Директор

Е. С. Лихачева

Рабочая группа

М. А. Костюк, Е. Ю. Желудкова, М. Л. Лавренченко, Л. Г. Рассадников, Э. С. Акопян, А. Л. Карпун, И. М. Чуракова‑Сильверсван, М. А. Баканова, М. А. Обухова, Н. В. Аскерко, К. В. Симонова, Н. И. Смолина, Н. О. Шашкова, Л. П. Гладкова

Реставрация

О. М. Царева, А. Л. Моисеев, А. Ю. Андрианова, А. А. Соколова, И. Ю. Пыркина, А. В. Жиляева, Е. А. Моисеева, Ю. Т. Дергачев, С. Т. Хасанов

Оцифровка материалов

А. В. Семерзина, В. В. Винокуров, Л. П. Дмитриева

Фотографы

В. С. Антонов, Ю. Н. Грошев

 

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 5 этаж, офис 5-2

+7 (999) 917-11-04

fondsvyazepoh@gmail.com

© 2019 - 2023 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.