«Кучково поле Музеон»

Поиск

Усадьба Архангельское.  Архитектурная графика. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское»: научный каталог

На основе новых научных исследований и архивных изысканий последних двух десятилетий в каталоге публикуется весь комплекс архитектурной графики по знаменитой подмосковной усадьбе князей Юсуповых из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское», причем многие чертежи представляются впервые. Это позволяет по-новому взглянуть на историю создания и бытования всего дворцово-паркового ансамбля и оценить его «закулисье» - скромные служебные и хозяйственные постройки, как в самом Архангельском, так и в Горятине и Воронках, отличающиеся подчас высоким уровнем исполнения и стилистическим разнообразием. Они имели для владельца такое же «программное» значение, что и парадная часть усадьбы.

Каталог завершают приложения, предназначенные для компетентной аудитории и широкого круга заинтересованных читателей.

 

 

 

 

Библиографическое описание:

Усадьба Архангельское. Архитектурная графика. Из собрания Государственного музея-усадьбы «Архангельское» : научный каталог / авт.-сост. Т. А. Дудина, М. Д. Краснобаева, Ю. Г. Клименко. — М. : Кучково поле Музеон, 2021. — 440 с. : ил.

ISBN 978-5-907174-51-1

Купить

Скачать PDF

 

Архангельское бывшее и несбывшееся в книге «Усадьба Архангельское. Архитектурная графика»

Издательство «Кучково поле Музеон» предлагает своим читателям проникнуть в тайны знаменитой подмосковной резиденции князей Юсуповых Архангельское, познакомиться с сохранившимся комплексом архитектурной графики усадьбы. Большая часть чертежей и проектов относится ко времени второго владельца Архангельского князя Н. Б. Юсупова, который постарался каталогизировать чертежи всех усадебных построек. Авторам удалось привлечь и немногие дошедшие до нас материалы первого владельца — Н. А. Голицына. Книга позволяет узнать об этапах архитектурного обустройства усадьбы, строительных материалах и подрядчиках, крепостных мастерах, архитекторах, среди которых были признанный мэтр О. И. Бове и менее известные Ж.-Ж. Герн и П. Гонзага.

 

Особый интерес представляет раздел, посвященный проектным планам Большого дома усадьбы. Первый владелец поместья Н. А. Голицын, совершивший в 1777–1780 годах свадебное путешествие по Европе, увлекся французским классицизмом и решил заказать чертежи своего усадебного дворца парижскому архитектору Ж.-Ж. Герну. Последователь принципов Палладио создал два проекта загородной виллы, из которых с небольшими изменениями был воплощен первый. Двухэтажный дворец должен был напоминать о парижских отелях эпохи Людовика XVI с их увенчанными световым окном-окулусом овальными залами, с женскими и мужскими анфиладами комнат, антресолями, изысканным классицистическим украшением интерьеров. Снаружи первоначальный проект предусматривал перекрытие двойной высокой крышей и обустройство полуциркульного крыльца, парных курдонёров, открытых колоннад, соединявших дворец с флигелями, закрытого бельведера. Во втором варианте была увеличена высота проектируемого дворца с двух до трех этажей, изменена конструкция итальянского круглого зала, фронтоны боковых ризалитов украшены гербовыми щитами, верхний этаж обнесен по периметру балюстрадой. По всей видимости, русские строители вносили некоторые непредусмотренные архитектором изменения в план здания по мере строительства.

После продажи имения в 1810 году новый владелец подверг дворцово-парковый комплекс многочисленным перестройкам, стремясь преобразовать усадьбу Архангельское в достойную соперницу императорских резиденций. Несмотря на свою знаменитую скупость, заставлявшую его использовать элементы старых построек для возведения новых, Юсупов сумел придать более величественный облик старым сооружениям: Театру Гонзаги, павильону «Каприз», парковым террасам — и выстроил новые, такие как Трельяж около Большого дома и храм-памятник Екатерине II.

Интересна судьба Театра Гонзаги: для приема императора Александра I Юсупову требовалось устроить традиционное в таких случаях театральное представление, но собственного театра в бывшем имении Голицыных не имелось. Итальянскому архитектору Пьетро Гонзаге пришлось взяться за трудную задачу перестройки конного манежа, превратив его за короткое время (1817–1818) в помещение с роскошными ложами в два ряда, фланкированными колоннами большого ордера, и просторным партером. В июне 1818 года новый театр был открыт, и на спектакле декораций, специально изготовленных Гонзагой, присутствовали император Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III. Занавесы, задники, кулисы и подзоры Гонзаги, в прошлом известного художника-декоратора, оказались одновременно и очень красивыми, и очень хрупкими — как следствие, в театре Юсуповых никогда не играли живые актеры, но проходили показы самих декораций. К сожалению, к настоящему моменту сохранились лишь элементы этих произведений итальянского мастера, а также выполненные с них акварельные зарисовки.

 

Полистать каталог выставки
Усадьба Архангельское. Архитектурная графика:

 

 

Авторы-составители:

Татьяна Александровна Дудина

Марина Дмитриевна Краснобаева

Юлия Гаврииловна Клименко

Автор биографических словарей архитекторов: Т. А. Дудина

Фотограф: П. Е. Мосунов

Дизайн: Анна Сушкова

Редактор: Екатерина Нагорнюк

Корректоры: Екатерина Нагорнюк, Лилия Катренко

Верстка: Анастасия Седяева

Цветокоррекция: Игорь Кочергин

Подготовка к печати: Марина Рогова

Координатор проекта: Анастасия Евдокимова

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue instagram zen red zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2021 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.