Издательская программа

Поиск

Bolshoy teatrmuzeum coverИздательский проект Шухов. Формула архитектуры

«Шухов. Формула архитектуры»издательский проект Фонда «Связь Эпох», подготовленный совместно с издательством «Кучково поле» для международного выставочного проекта Фонда «Шуховская башня» и Музея архитектуры имени А.В.Щусева.

Каталог одноименной выставки представляет собой уникальное издание, позволяющее познакомиться с инженерным гением Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939). Богатый иллюстративный материал сочетается со статьями ведущих и отечественных исследователей конструктивизма.

В центре издания два новаторских изобретения Шухова: стальные сетчатые перекрытия и сооружения гиперболоидного типа. Изобретения автора существенным образом повлияли на новую эстетику в архитектуре на рубеже XIX–ХХ веков. Шухов создал прецедент синтеза архитектуры и инженерии, когда оптимальность конструкции задает оригинальность внешней формы, а форма делает зримым распределение воспринимаемых конструкцией нагрузок. Читатель сможет проследить эволюцию гиперболоида от многочисленных вариаций ажурных водонапорных башен до Шаболовской радиобашни (1919–1922) и опор линии электропередачи НиГРЭС на Оке (1927–1929).


Библиографическое описание:

Шухов. Формула архитектуры / сост. М. Акопян, Е. Власова: [текст парал. рус., англ.]. — М.: Кучково поле Музеон, Фонд «Связь Эпох», 2019. — 440 с.: ил.

ISBN 978-5-907174-12-2

Купить

Скачать PDF

Репортаж выставки

  

Человек 3D, человек — искусственный интеллект, человек виртуальной реальности — все эти современные понятия в полной мере можно отнести к Владимиру Григорьевичу Шухову.

Архитектор, инженер, ученый — эти определения полностью подходят ему, но не отражают самого главного — его умения думать и решать задачи в прагматично-рациональном и одновременно инновационном и неординарном формате. Обладая великолепным запасом знаний, он не просто конструировал свой мир, но и постоянно находил новые решения для задач любого уровня, совершенствовал эти решения и обосновывал с помощью точных математических расчетов.

Особенно ярко уникальный талант Шухова проявился в его архитектурных объектах. Сетчатые оболочковые перекрытия двоякой кривизны и конструкции башен по принципу гиперболоида вращения — это не просто создание некой строительной конструкции, это замечательный пример свойственного Шухову пространственного мышления, подкрепленного его увлечением стереофотографией. В его архитектурных объектах можно проследить большую взаимосвязь с объектами живой природы. Сетчатые и мембранные поверхности и оболочки — это кости, кожа, листья, крылья насекомых, сетчатка глаза и многое другое. Их прочность, эластичность и, главное, функциональность были точно подмечены им, теоретически обоснованы и применены на практике.

 

Владимир Григорьевич Шухов:

 

«Конструктор должен уметь смотреть и наблюдать за окружающим. Это развивает пространственное мышление. Замеченная в окружающем даже мелочь может дать толчок к появлению новой идеи».

8236587623562365

 

 

Владимир Шухов. Математический склад ума

Еще в детстве он проявил незаурядные способности к математике и точным наукам, когда смог предложить альтернативное доказательство теоремы Пифагора. С возрастом талант и способности Шухова становились только ярче и сильнее. Свидетельством тому является архив мастера. В каталоге помещены примеры страницы из его тетрадей и записных книжек, испещренные мелким понятным почерком. Педантичность и точность записей поражает, даже если Шухов имел привычку переписывать свои выкладки набело.

 

8236587623562365

Марк Акопян, Елена Власова. Метод Шухова: формула – конструкция – архитектура

«Эти материалы наглядно показывают особый инженерный подход к созданию того или иного объекта: словно композитор, который мыслит нотами, Шухов использовал математическое представление при проектировании сооружений. Примечательно, что в этих записях, за редким исключением, отсутствуют привычные зарисовки и наброски, фиксирующие рождение архитектурной формы, — обязательный артефакт, когда мы сталкиваемся с творческим архивом любого архитектора. Те схематичные рабочие зарисовки, которые содержат эти тетради, выступают для Шухова не более чем способом графически изобразить расчеты, вспомогательным элементом для вычисления распределения нагрузок...».

 

 

Полистать книгу «Шухов. Формула архитектуры»

 

Новаторский стиль Шухова

Индустриальная эпоха породила много талантливых инженеров и архитекторов, но, пожалуй, мало кто сравнится с Шуховым. Стремясь максимально облегчить конструкцию здания при сохранении его несущих свойств, Шухов пришел к идее двух главных изобретений – стальных сетчатых перекрытий и сооружений гиперболоидного типа.

81265168956891269856125125.jpg

Павильоны Всероссийской художественно-промышленной выставки-ярмарки 1896 года, целью которой была демонстрация достижений российской промышленности в пореформенный период, были построены по проектам Шухова. Они являются наиболее ярким проявлением его биомеханического метода проектирования. Особое внимание посетителей выставки привлекала так называемая ротонда Шухова – цилиндрический павильон, укрепленный стальной мембраной-перекрытием. В дальнейшем он продолжал вдохновляться законами живой природы, максимально оптимизируя конструкции и сооружения их с учетом объемов используемых материалов, методов и сроков монтажа и их эксплуатационных свойств. Еще одним открытием выставки стала гиберболоидная сетчатая башня:

 

«В 1896 году Шухов разработал очередной вид конструкций, не имевших прецедентов в истории строительства: гиперболоидную сетчатую башню. Поверхность однолистового гиперболоида с двумя изгибами можно построить вращением наклонной линии вокруг вертикальной оси. Шухов применил этот принцип на практике и создал ячейки из двух разнонаправленных наборов прямолинейных элементов этой поверхности. Получившаяся структура оказалась сравнительно легкой и чрезвычайно эффективной; помимо этого, она проста и быстро собирается. По этим причинам, а также из-за своей запоминающейся формы она широко применялась в многочисленных губерниях России — преимущественно для постройки бесчисленных водонапорных башен. Помимо этого, гиперболоидные башни использовались как дроболитные башни (для производства свинцовой дроби), маяки, радиомачты, мачты линий электропередач, а также и для других целей».

Маттиас Бек. Сети, сотканные из стали: геометрия и структурное поведение легких конструкций Шухова

8236587623562365

 


Шухов с большим вниманием относился к реализации своих проектов и всегда следил за точным исполнением его указаний. Математическое моделирование с учетом всех возможных строительных и эксплуатационных рисков позволяло заказчикам не опасаться, что здание не выдержит нагрузок. Благодаря его педантичности и неравнодушию многие постройки продолжают служить дольше планируемого срока эксплуатации.

При строительстве Брянского (ныне Киевского) вокзала в Москве в 1915 году Шуховым был блестяще применен метод строительства широкопролетного арочного дебаркадера без использования строительных лесов. Огромные, тяжелые полуарки перекрытия поднимались с помощью точно выверенной системы блоков и лебедок, а затем сводились между собой и окончательно фиксировались. Если присмотреться внимательно, то за точным и прагматичным расчетом можно увидеть принципы работы конечностей представителей животного мира. А телескопический метод монтажа 150-метровой радиобашни в Москве до сих пор можно считать образцом рациональности на грани авантюризма.

 

 

Шухов и его последователи

Творческий гений Шухова не угас после его смерти. Уже в первые послевоенные годы европейские архитекторы обратили внимание на его метод. Их в первую очередь привлекала бережное отношение Шухова к строительным материалам, которых в 1940-е годы остро не хватало, а также его взгляд на каркас здания как элемент архитектуры. Интерес к биомеханике, который совпал с бумом экологического движения, также способствовал распространению идей Шухова в Европе.

 

8236587623562365

Вернер Зобек. Принципы легких конструкций:

 

«Поиск легких конструкций — это поиск границ. Проектирование максимально легких конструкций — это приближение к грани физически и технически осуществимого. Это также эстетика минимума, поиск неизвестного и выход за пределы, установленные научными дисциплинами».

 

 

Особое внимание составители каталога уделили современному состоянию построек Шухова. Исследователи отмечают, что сейчас не существует единого перечня работ архитектора, поэтому возникает задача этот перечень создать. Степень сохранности объектов разнится, однако авторы надеются, что их работа по популяризации наследия великого инженера позволит остановить процесс демонтажа его конструкций, как едва не случилось со знаменитой Шаболовской башней в 2014 году.

 

8236587623562365

Конечно, Владимир Шухов — это прежде всего гениальный математик и инженер, который своим творчеством более 120 лет назад во многом определил последующее развитие мировой архитектуры и показал значение инженерной составляющей в архитектуре техногенного мира:

 

«Металлические конструкции будут широко применяться в архитектуре, так как обладают свойством прозрачности, что очень важно для внутренних помещений»; «Только металлические конструкции дадут архитекторам возможность широко использовать плавные изогнутые формы. Пока это не понято в полной мере».

В. Г. Шухов, 1914

 

 

Составители каталога:

Марк Акопян, Елена Власова

Автор

  • Марк Акопян (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва)
  • Елена Власова (Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва)
  • Маттиас Бек (Дрезденский технический университет, Германия)
  • Рейнер Грефе (Научно-исследовательский институт теории архитектуры и строительного искусства Университета Инсбрука, Австрия)
  • Вернер Зобек (Институт легких конструкций и концептуального проектирования (ILEK) Университета Штутгарта, Германия)
  • Дарья Ковалева (Институт легких конструкций и концептуального проектирования (ILEK) Университета Штутгарта, Германия)
  • Жан-Луи Коэн (Нью-Йоркский университет, США) Андрий Кутный (Технический университет Мюнхена, Германия)
  • Бертран Лемуан (Национальный центр научных исследований Франции (CNRS), Академия архитектуры Франции)
  • Иван Томович (Вернер Зобек Москва, Московская архитектурная школа (МАРШ))
  • Зарема Мусаева (Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, Москва)
  • Екатерина Ножова, архитектор Кристиан Суми (Burkhalter Sumi Architekten, Цюрих, Швейцария)
  • Ута Хасслер (Институт строительных исследований и охраны памятников, Федеральный институт технологий, Цюрих, Швейцария)
  • Norman Foster Foundation (Мадрид, Испания)

Дизайн

  • Кучково поле Музеон, Москва
  • Дизайн Анна Сушкова
  • Верстка Любовь Комаровская
  • Корректор Анна Закирова
  • Цветокоррекция Павел Ермаков
  • Допечатная подготовка Марина Рогова, Сергей Панфилов
  • Координатор проекта Анастасия Евдокимова

 

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.