ВЫСТАВКИ

Поиск

1265162569182659861985698165961965.jpg

Фонд «Связь Эпох» продолжает серию публикаций материалов по истории советско-монгольских отношений. В настоящий издательский проект вошли материалы совместной российско-монгольской историко-документальной выставки «Дорога дружбы», подготовленной по решению Российско-Монгольской комиссии по сотрудничеству в области архивов к 70-летию Соглашения между Правительством СССР и Правительством МНР от 6 июня 1949 года об учреждении советско-монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога».

Строительство и совместная эксплуатация Улан-Баторской железной дороги, ставшей на многие годы важнейшей транспортной артерией Монголии, является одним из наиболее ярких свидетельств той помощи, которая оказывалась стране со стороны России (СССР) в разные годы, важным этапом в развитии монгольской экономики. Хронологические рамки выставки охватывают период с конца XIX века по настоящее время. 

 

Место проведения выставки: город Иркутск, Россия, Иркутский областной краеведческий музей 

Открытие состоялось: 17 июля 2019 г. 

Каталог выставки

Репортаж на сайте РИО

Сюжет на сайте «Кучково поле»

 

Первый раздел «Планы установления железнодорожного сообщения между Российской империей и Монголией»

Посвящен истории первых проектов создания железнодорожной сети на территории центральноазиатской страны. С давних времен через монгольские земли проходили караванные пути. После начала строительства Транссибирской магистрали в конце XIX века на повестку дня встал вопрос о строительстве железной дороги через территорию Монголии для развития торговли с Китаем. Предложения об этом поступали правительству России с начала 1890-х годов, в 1895 году известный российский общественный деятель П. А. Бадмаев предложил проложить разветвление Транссиба через Монголию.

Новый импульс подобные проекты получили в начале XX века после падения Китайской империи и создания автономного правительства в Урге. В 1911 году официальная монгольская делегация посетила Москву, одна из высказанных ею просьб касалась помощи в строительстве железной дороги. В сентябре 1914 году было заключено российско-монгольское соглашение по данному вопросу. Сибирское купечество, как видно из документов, также неоднократно выступало с различного рода предложениями по созданию путей, которые могли бы связать Забайкалье и Монголию. Однако в период существования Российской империи ни один из предложенных проектов не был реализован.

 

Каталог выставки «Дорога дружбы. 1949–2019»

 

Второй раздел «Строительство железных дорог в Монголии с помощью СССР»

Охватывает период со второй половины 1930-х по 1949 год. Образование МНР и установление дружеских связей между СССР и молодой республикой позволило приступить в конце 1930-х годов к возведению первых стальных магистралей на территории МНР. Этому благоприятствовало и бурное развитие советской промышленности в годы первых пятилеток. Разнообразные документы, представленные в этом разделе, — постановления руководящих органов, переписка, акты, фотодокументы и другие — отражают огромный труд, который был вложен в проектирование и строительство этих путей.

Первенцем железнодорожной сети Монголии стала узкоколейная железная дорога Улан-Батор — Налайха длиной 43 км. Она была построена в 1938 году для снабжения столицы Монголии углем. На строительство этой железной дороги СССР предоставил льготный кредит. Само строительство велось Особым корпусом железнодорожных войск РККА. В конце 1930-х — начале 1940-х годов силами военных строителей СССР было построено в МНР несколько узкоколеек, игравших важную роль в снабжении советских и монгольских войск, находившихся на территории Монголии.

В 1947 году под эгидой МВД СССР началось строительство рельсового пути от станции Наушки (СССР) до Улан- Батора. Эта линия связала советскую железнодорожную сеть со столицей МНР. За два года в голой степи была проложена железная дорога и создана инфраструктура, необходимая для ее бесперебойного функционирования. Советским Союзом также было поставлено в МНР большое количество железнодорожного оборудования, включая подвижной состав. Была выбрана форма эффективной эксплуатации такого сложного технического сооружения, как магистральная железная дорога, — совместное акционерное общество. 6 июня 1949 года было подписано соглашение между Правительством СССР и Правительством МНР об учреждении акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» (АО «УБЖД»). Для оплаты доли Правительства МНР в акционерном капитале общества Правительством СССР был предоставлен заем.

 

Третий раздел — «Улан-Баторская железная дорога»

Рассказывает о наиболее важном и впечатляющем этапе в развитии железнодорожной сети на территории Монголии. Создание АО «УБЖД» как совместного советско-монгольского предприятия позволило быстро развиваться монгольскому железнодорожному транспорту по всем направлениям: строительство и эксплуатация путей, подготовка кадрового резерва, оснащение железных дорог современной техникой, их электрификация… Всесторонняя, разноаспектная помощь СССР в развитии УБЖД способствовала поддержанию железнодорожной сети на достойном уровне.

По разнообразным документам, представленным в этом разделе российскими и монгольскими архивами, можно увидеть вехи развития АО «УБЖД» от десятилетия к десятилетию. В 1950-е годы в центре внимания была постройка линии Улан-Батор — Дзамын-Удэ. УБЖД стала трансмонгольской магистралью и в 1956 году соединила прямым сообщением Советский Союз и Китай. В 1960-е годы проводилась большая работа по подготовке местных кадров массовых железнодорожных профессий, электрификации трассы. В 1970–1980-е годы на УБЖД принимаются меры по укреплению существующих магистралей, повышению эффективности приграничного сообщения, укреплению трудовой дисциплины железнодорожников. Хочется обратить внимание на такой интересный вид архивных материалов, как отчеты советских специалистов, работавших на УБЖД. Эти документы из фондов Российского государственного архива экономики показывают картину каждодневного совместного труда советских и монгольских специалистов. Сложным периодом для развития УБЖД стали 1990-е годы. Представленные документы показывают, как осуществлялся переход на новые рельсы хозяйствования, как налаживались новые взаимоотношения между сторонами на рыночной основе.

В XXI веке в новых формах успешно продолжается проверенное временем взаимодействие монгольской и российской сторон по развитию УБЖД. Об этом свидетельствует, например, соглашение между Министерством дорог и транспорта МНР и ОАО «РЖД» о стратегическом партнерстве по масштабной модернизации и расширению железнодорожной сети АО «УБЖД» от 3 сентября 2014 года. Многолетнее российско-монгольское сотрудничество в области железнодорожного транспорта стало ярким примером развития экономических связей двух стран, укрепления дружбы их народов. Этот исторический опыт необходимо сохранять и приумножать.

 

 

Организаторы

  • Федеральное архивное агентство
  • Архивное агентство Иркутской области
  • Национальное архивное управление Монголии

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 5 этаж, офис 5-2

+7 (999) 917-11-04

fondsvyazepoh@gmail.com

© 2019 - 2023 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.