ВЫСТАВКИ

Поиск

all banner4

 

С 11 апреля по 19 июня 2022 года в Выставочном зале федеральных архивов в Москве проходила историко-документальная выставка «Петр I и его эпоха».

Организаторами выставки выступили Федеральное архивное агентство, Российское историческое общество, Российский государственный архив древних актов (РГАДА) при участии Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива, Государственного исторического музея и др. Спонсоры выставки — ПАО «Сбербанк» и фонд «История Отечества». Фонд «Связь Эпох» стал оператором выставки, а издательство «Кучково поле Музеон» подготовило по ее материалам каталог.

Выставочный проект рассказал не только о хорошо известных страницах жизни Петра I, но и показал ценнейшие архивные документы и музейные экспонаты, связанные с его государственной деятельностью: рукописные и печатные указы, переписку, карты, чертежи, монеты и гравюры. Первый русский император предстал перед зрителем во всем великолепии своей многогранной личности: и как смелый первопроходец, мореплаватель и воин, и как решительный, внимательный к мельчайшим деталям реформатор, и как правитель, заботившийся о внешнеполитическом престиже своей родины.

Экспозиция также позволила посетителям познакомиться с основными событиями петровской эпохи (например, были представлены документы о Стрелецком бунте 1682 года и сведения о встрече Петра с юным французским королем Людовиком XV, породившей у русского царя план женить правителя Франции на царевне Елизавете), военными и дипломатическими мероприятиями (гравюры и реляции продемонстрировали важнейшие баталии Северной войны, а о размахе внешнеполитических интересов правительства свидетельствовали сохранившиеся тканные чехлы от персидских грамот и сам факт появления в России «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала — прадеда А. С. Пушкина). Не обошлось и без упоминания символов петровской эпохи, среди которых значились аптеки, ассамблеи, светское образование, подушная подать, гражданский алфавит, Академия наук и многое-многое другое. И в центре внимания, конечно же, оказалось главное детище Петра — Санкт-Петербург, об истории основания которого подробно повествовали различные материалы.

На выставке «Петр I и его эпоха» были также впервые представлены результаты проведения Криминалистическим центром Следственного комитета РФ почерковедческой экспертизы автографов Петра I, доказавшие, что царь, вопреки псевдоисторическим гипотезам, не был подменен во время Великого посольства 1697–1698 гг., ведь в простонародье уже в петровское время ходили слухи о том, что настоящего Петра во время Великого посольства упрятала на дно морское царевна из «Стекольного града» (Стокгольма).

Не менее интересны и результаты построения отечественными учеными алгоритма для распознавания массива оцифрованных текстов, позволившего автоматизировать чтение бумаг царя на сайте «Digital Petr». Ввиду сложности чтения почерка первого русского императора начатая еще в 1872 году публикация написанных им текстов до сих пор не завершена. Поэтому не так давно в рамках исследовательского проекта «Автографы Петра Великого: чтение технологиями искусственного интеллекта», инициированного Российским историческим обществом и ПАО «Сбербанк», группа научных сотрудников Санкт-Петербургского института истории РАН при поддержке Росархива и РГАДА сумела выявить характерные черты почерка Петра Великого и выработать методику передачи текста для последующей компьютерной обработки. Цифровые копии были загружены в веб-приложение Computer Vision Annotation Tool. Задачей проекта стало построение алгоритма для распознавания рукописных текстов со скорописью, чтобы оцифрованные документы Петра автоматически преобразовывались в электронный текст. На данном этапе перед алгоритмом ставится задача распознать не полное изображение документа, а предварительно вырезанные строки. Выработанная в результате исследований модель достигает 98 % правильно распознанного текста, что, в совокупности с разработкой отечественного программного обеспечения для распознавания и транскрибирования автографов Петра I откроет возможности для построения аналогичных моделей чтения русской скорописи XVI — начала XVIII века, а также писем других эпох.

Цель выставки состояла в изображении Петра не просто великим правителем, «глыбой» русской истории, но и личностью. Несмотря на то, что до нас не дошло записных книжек царя (и они вряд ли существовали в действительности), мы можем судить о его характере по необыкновенно проникновенным письмам к дочерям Анне и Елизавете и в то же время по трагической истории разлада с наследником, царевичем Алексеем, чье бегство за границу отец посчитал предательством. Неслучайно, что Петр сам составлял вопросы, которые задавали Алексею на допросах. Говоря о личной жизни императора, нельзя не отметить и настоящих открытий, сделанных относительно его семьи. Например, выяснилось, что оба брака Петра были тайными (ранее считалось, что тайным был только брак с Екатериной Алексеевной, заключенный перед Прутским походом в марте 1711 года; теперь же есть все основания полагать, что, чтобы не допустить вмешательства тогдашней правительницы царевны Софьи, и свадьба с Евдокией Лопухиной была проведена секретно), а также был установлен факт проведения над царевнами Анной и Елизаветой обряда, сделавшего их законными дочерями только что обвенчавшегося с Екатериной Петра, — сестра царя Наталья Алексеевна отвела девочек в Чудов монастырь, где у них срезали по локону.

Отдельно стоит рассказать и о торжественном открытии выставки, состоявшемся 11 апреля 2022 года.

С приветственным словом выступила заместитель председателя Правительства РФ, председатель оргкомитета по празднованию 350-летия Петра Великого Т. А. Голикова, отметив, что с 2018 года состоялось более 150 мероприятий, посвященных императору, и было определено 35 малых петровских городов, которые благоустраивали к юбилею.

Председатель Российского исторического общества, председатель Службы внешней разведки С. Е. Нарышкин подчеркнул, что Петр вдохнул новую жизнь в ослабленную усобицами и отрезанную от морей Россию, спас ее от угасания, завоевания и распада, проведя масштабные исторические преобразования с опорой на народ и внутренние резервы.

Руководитель Федерального архивного агентства А. Н. Артизов подчеркнул преемство выставки «Петр I и его эпоха» по отношению к состоявшейся осенью 2021 года в тех же залах историко-документальной выставке «Александр Невский и его образ в исторической памяти» (для которой фонд «Связь Эпох» и издательство «Кучково поле Музеон» также подготовили оформление и каталог).

Директор РГАДА В. А. Аракчеев провел специальную экскурсию по экспозиции для гостей и СМИ, с которой мы рады познакомить и наших читателей.

Прежде всего В. А. Аракчеев отметил, что Петр оказался на троне только после шестилетнего царствования старшего сводного брата Федора Алексеевича. Уже отец Петра, царь Алексей Михайлович, начал модернизацию русской армии, и в 1680 году, согласно «Росписи русского войска», в России под ружьем стояло 164 тысячи солдат в полках нового строя и 50 тысяч человек гетманского ополчения, что суммарно соответствовало численности будущей петровской армии. Но приход Петра к власти был омрачен стрелецкими мятежами и затянулся на долгие семь лет. В 17 лет Петр сочетался браком с Евдокией Лопухиной, что ознаменовало его переход к активным действиям против царевны Софьи, которую он в письме к брату назвал «третьим зазорным лицом». Однако первые годы самостоятельного правления не обернулись для Петра рубежом его становления как государственного деятеля: он играл, учился строить корабли на Плещеевом озере, осваивал науку мореплавания на Белом море. Завоевав со второй попытки Азов, отстроив в Воронеже флот, Петр впервые отправился в Европу в составе Великого посольства. В Голландии он освоил науку кораблестроения (полученный царем аттестат был представлен на экспозиции). Историк подчеркнул, что Петр отличался необыкновенной подвижностью и постоянно путешествовал по стране и за рубежом — об этом свидетельствуют записные книжки карманного формата и походные печати.

Также В. А. Аракчеев отметил, что Петр воевал всю свою жизнь. Целью царя на юге был выход к Черному морю, поэтому походы на Азов были лишь предварительным шагом к взятию Керчи. Но вскоре Петр переключился на Прибалтику и в рамках Северного союза выступил против Швеции на следующий же день после получения известия о перемирии с Османской империей. И хотя первое боевое столкновение под Нарвой закончилось сокрушительным поражением русского войска, к тому моменту недавно созданные гвардейские полки — преображенцы и семеновцы — проявили себя героически, получив право носить красные чулки в цвет крови, в которой они стояли по колено во время боя.

Однако русская армия быстро начала догонять противника по числу побед. Строительство Петербурга в 1703 году ознаменовало долгожданный выход на берега Финского залива, где русские поселенцы и войско успели основательно закрепиться за то время, когда Карл XII увязал в Речи Посполитой. В 1706 году война с новой силой разгорелась на территории современных Белоруссии и Украины. Поражение при Головчине сменилось блестящими победами русских сил при селе Добром и деревне Лесной. При Лесной, прозванной Петром «матерью Полтавской баталии», шедший на помощь Карлу XII прибалтийский корпус А. Л. Левенгаупта был разбит корволантами А. Д. Меншикова, шведы потеряли две трети обоза. Однако победа была омрачена предательством гетмана И. С. Мазепы, за которым, впрочем, последовала только одна пятая запорожских казаков.

Полтава, которой были посвящены гравюры и реляции, широко представленные на выставке, стала переломным моментом в истории Северной войны: Петр мог приступить к завоеванию Восточной Прибалтики от Риги до Выборга, решительно обезопасить свою новую столицу. На ход войны не оказал серьезного влияния и неудачный Прутский поход. Зато состоялась целая плеяда морских побед: в 1714 году — при мысе Гангут, в 1720 году — при острове Гренгам. На выставке были представлены изобразительные и письменные материалы, посвященные развитию русского флота и его победам над Швецией.

Однако Петр не считал западное направление своей внешней политики определяющим и, заключив с разгромленным неприятелем в 1721 году Ништадтский мирный договор, предпринял Персидский поход и способствовал организации знаменитых исследований Северо-Восточной Евразии Витусом Берингом.

Многовекторность внешней политики императора дополнялась его глубокими и всесторонними административно-политическими реформами. В 1711 году был создан Сенат, в послепетровское время окончательно утвердившийся как главный законосовещательный и судебный орган. Крайне важной оказалась изданная в 1722 году Табель о рангах, определившая порядок гражданской, придворной, военной и морской службы и предоставившая возможность социального лифта для выходцев из недворянских сословий. Кроме того, была проведена финансовая реформа, не вполне завершенная из-за отсутствия в России до 1730-х годов собственного разведанного запаса серебра. Тем не менее активно поощрялось заведение мануфактур, а на Урале и в Карелии активно проходили геологоразведочные работы. Соответствующие документы также были представлены на выставке. Переписные книги демонстрировали фискальные преобразования, существенно увеличившие налоговый гнет податных сословий.

В целом на момент безвременной кончины Петра I в январе 1725 года оказались решены все поставленные им внешнеполитические задачи, и можно смело согласиться с В. О. Ключевским, назвавшим Петра «кредитором будущего».

Стефания Ситнер

 

Организаторы выставки:

Федеральное архивное агентство

Российское историческое общество

Российский государственный архив древних актов (РГАДА)

При финансовой поддержке:

ПАО «Сбербанк» (генеральный спонсор)

Фонда «История Отечества»

Оператор выставки:

Фонд «Связь Эпох»

Место проведения выставки: Выставочный зал федеральных архивов (Россия, Москва, ул. Большая Пироговская, 17)

Время проведения: 11 апреля — 19 июня 2022

Каталог выставки

 

Выставку посетило 4627 человек. Проведено 89 экскурсий для посетителей выставки и 7 историко-образовательных квестов для учащихся московских школ. 

 

 

Источники: Российское историческое общество, Федеральное архивное агентство

 

Участники выставки:

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ)

Российский государственный исторический архив (РГИА)

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА)

Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ)

Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ) МИД России

Государственный архив Дании (Rigsarkivet)

Музей «Замок Розенборг» (Rosenborg Castle)

Музеи Московского Кремля

Государственный исторический музей (ГИМ)

Институт Петра Великого

Новости и публикации в СМИ

Федеральное архивное агентство (Портал «Архивы России»): Историко-документальная выставка «Петр I и его эпоха» — https://rusarchives.ru/vystavki/vystavochnyy-zal-federalnyh-arhivov-g-moskva/2022-istoriko-dokumentalnaya-vystavka-petr-i-i-ego-epoha?qt-field_collection_quicktabs=1#qt-field_collection_quicktabs;

Российское историческое общество: В Выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Петр I и его эпоха» — https://historyrussia.org/sobytiya/vystavki/v-ga-rf-otkrylas-vystavka-posvyashchjonnaya-350-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-petra-i.html;

РИА НОВОСТИ: «Петр I и его эпоха»: историко-документальная выставка откроется в Москве — https://ria.ru/20220406/vystavka-1782178736.html;

Первый канал: В Москве широкой публике представили уникальные исторические документы о жизни и правлении Петра Великого — https://www.1tv.ru/news/2022-04-11/426193-v_moskve_shirokoy_publike_predstavili_unikalnye_istoricheskie_dokumenty_o_zhizni_i_pravlenii_petra_velikogo;

Россия-Культура: Выставка «Петр Первый и его эпоха» открылась в Выставочном зале федеральных архивов в Москве — https://smotrim.ru/article/2702302;

НТВ: Нарышкин представил выставку «Петр I и его эпоха» в Москве — https://www.ntv.ru/novosti/2701286/;

Российская газета: Интереснейшая выставка «Петр I и его эпоха» открывает новые грани личности первого российского императора — https://rg.ru/2022/05/01/vystavka-petr-i-i-ego-epoha-otkryvaet-novye-grani-lichnosti-pervogo-rossijskogo-imperatora.html;

 NEWS.RU: Историки расшифровали рукописи царя: кадры выставки «Петр I и его эпоха» — https://news.ru/culture/istoriki-rasshifrovali-rukopisi-carya-kadry-vystavki-pyotr-i-i-ego-epoha/.

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 5 этаж, офис 5-2

+7 (999) 917-11-04

fondsvyazepoh@gmail.com

© 2019 - 2023 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.