Издательский проект Фонда «Связь Эпох» и издательства «Кучково поле» посвящен истории одного из красивейших сооружений Царского Села — Агатовым комнатам Холодной бани, единственным помещениям ансамбля, сохранившимся в первозданном виде.
Агатовые комнаты не столь знамениты, как Янтарная комната Екатерининского дворца, хотя отделка уральскими самоцветами Яшмового и Агатового кабинетов так же уникальна. Натуральный камень завораживает ни с чем не сравнимой энергией, а эти два кабинета, в отличие от Янтарной комнаты, декорированы камнем, не подвергавшимся никакой дополнительной искусственной обработке — ни подкраске, ни тонировке. Кроме того, если янтарные мозаики, наклеенные на деревянные панели, можно было переносить в другие помещения, то яшмовый декор, выполненный в технике «русской» мозаики, используется стационарно, только в этих интерьерах, и является неотъемлемой частью архитектурного замысла.
В облицовке Агатовых комнат использованы редчайшие виды яшм, найденные на Урале во второй половине XVIII века — уразовская, кошкульдинская, орская и калканская. С большим мастерством подобранные разноцветные пластины камня наклеены на стены, колонны, карнизы и двери кабинетов. Название павильона — Агатовые комнаты — определило большое количество уразовской яшмы, или «мясного агата», как ее называли в XVIII веке наряду с другими полудрагоценными горными породами Урала, Алтая и Карелии: яшмой разных сортов, порфиром и мрамором.
Библиографическое описание:
Ходасевич Галина Дмитриевна Агатовые комнаты Екатерины II в Царском Селе. .Терем, Олимпу равный. / Г. Ходасевич; послесл. Д. Швидковского; фотосъемка А. Народицкого. — М.: Фонд .Связь Эпох., 2019. — 192 с.: ил.
ISBN 978-5-6042329-2-7
«Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности … я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду»,.
— писала Екатерина II скульптору Фальконе во Францию.
Такой рапсодией и стали Агатовые комнаты, сооруженные Чарльзом Камероном по личному распоряжению императрицы в 1780-е годы.
Это многообразие натурального камня производит необычный эффект, во-первых, потому, что яркие каменные пластины составили своеобразный рисунок всего пространства этих интерьеров. Насыщенные цвета и богатые узоры камня восхищают сами по себе. Во-вторых, цветной камень способен создавать сложную архитектонику интерьеров: удивительно разнообразны архитектурные детали, облицованные самоцветами, от каменных стен, карнизов, колонок, портиков и ниш до полотнищ дверей с множеством мозаичных филенок. Используя сочетания натуральных оттенков яшм разных видов, архитектор Чарльз Камерон создал два совершенно разных кабинета, которые получили названия Агатовый и Яшмовый. Включение уральских самоцветов в архитектонику классицистического и тем более античного зодчества не имеет аналогов в европейском искусстве. Сочетание природной цветовой гаммы уральских самоцветов с «римскими» сводами, живописными и лепными орнаментами и многочисленными золочеными декоративными украшениями в «древнем» вкусе изумляет в наше время ничуть не меньше, чем в XVIII веке, а Агатовые комнаты, к счастью, дошли до наших дней практически в первозданном виде.
Поэт Г. Р. Державин называл это творение Камерона «теремом, Олимпу равным». Агатовым комнатам принадлежит центральное место в комплексе Терм Камерона, в который входят также Висячий сад, Галерея и Пандус. Все эти сооружения объединены общим художественным замыслом: комплекс построек Камерона вдохновлен античными термами, исследованиями которых занимался архитектор. Уникальный пример творческого переосмысления римских терм и вилл не только занимает одно из первых мест в наследии прославленного зодчего, но и входит в число выдающихся памятников европейской архитектуры.
История Агатовых комнат, как это ни парадоксально на первый взгляд, представляет интерес с точки зрения не только искусства, но и политики. Работы в Агатовых комнатах должны были завершиться весной 1787 года, но неожиданно строители получили отсрочку: Екатерина II решила предпринять большой вояж на юг империи, посетив Крым и новые города в Новороссийском крае. Известно, что Екатерина пользовалась разнообразными средствами в достижении своих политических целей и умела, говоря современным языком, «продвигать» свои проекты, причем порой неожиданными способами. Ее интерес к античному искусству имел и политический подтекст, будучи напрямую связан с так называемым «Греческим проектом», согласно которому предстояло, изгнав турок с Босфора, восстановить греческую империю — Византию.
Проследить логику сложной политической интриги, затеянной Екатериной, можно на примере построек Царского Села. В 1779 году императрица приказала соорудить там новый город под названием София с храмом в центре и «античный дом» рядом со своими жилыми покоями. Все это должно было стать своеобразной пропагандой «греческого» образа жизни. Присоединенная к России Таврида — часть древней Эллады — воспринималась как связующее звено между Российской империей и античным наследием, эллинским духом. А «античный дом» в Царском Селе служил виртуальным образом «Греческого проекта».
Богатый иллюстративный материал, а также авторские комментарии позволяют составить исчерпывающее представление о замысле Камерона и его воплощении. В отдельных очерках подробнейшим образом рассмотрено внутреннее убранство комнат, особенности их облицовки и отделки.
Полистать книгу Агатовые комнаты Екатерины II в Царском Селе.