Издание подготовлено к выставке «Блуждающие звезды: советское еврейство в довоенном искусстве».
Проект является частью цикла выставок-исследований галереи «На Шаболовке» и рассказывает о том, как в изобразительном искусстве и художественной политике 1920–1940‑х гг. складывался и менялся образ советского еврейства.
Художники, представленные на выставке и в издании (Павел Зальцман, Александр Лабас, Меер Аксельрод, Роберт Фальк, Александр Тышлер, Соломон Никритин, Татьяна Купервассер, Лев Аронов, Марк Вайнштейн, Мендель Горшман, Соломон Юдовин и др.) искали собственную интонацию между авангардом времен «Культур-Лиги», национальным строительством 1930‑х и камерной картиной 1940‑х годов.
Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся искусством XX века.
Библиографическое описание:
Блуждающие звезды. Советское еврейство в довоенном искусстве / автор-составитель Н. Плунгян. — Москва : Кучково поле Музеон, 2021. — 248 с. : ил.
ISBN 978-5-907174-59-7
Издание дает уникальную возможность продлить жизнь одноименной выставке, прошедшей в галерее на Шаболовке с 2 марта по 23 мая 2021 года, — в каталоге сохранены придуманные организаторами рубрикация и тематическое деление на две части: предреволюционные сюжеты и противоречивое представление о еврействе советизированного еврея-горожанина 1930-х годов.
Авторы книги ставили перед собой задачу исследовать судьбу раннесоветской еврейской идентичности, опираясь на образные системы, выстраиваемые как на внутриеврейском, так и на государственном уровне. Предвоенный период в еврейском искусстве известен куда хуже, чем несоветское искусство Культур-Лиги 1918–1920-х годов и «второго авангарда» 1970-х, однако не менее интересен: молодая советская власть старалась насаждать интернациональную пролетарскую культуру, одновременно будучи вынуждена иметь дело с традиционной религиозностью и пробудившимся национальным сознанием. Неслучайно, что каталог начинается с последних десятилетий Российской империи, когда еврейская общественность активно занялась просвещением молодежи и этнографическими исследованиями местечек-штетлов. Достаточно вспомнить ученого и революционера Семена Ан-ского, который в 1912–1914 годах объездил еврейские поселения Подолии и Волыни, собирая материалы повседневного и церковного обихода для первого в России еврейского музея, и его племянника, талантливого графика Соломона Юдовина, запечатлевшего в своих линогравюрах быт черты оседлости.
Материал, добытый этнографами, поступал не только в впервые созданные музеи еврейского быта, но и осмыслялся художниками, активно искавшими свой национальный стиль (символистская постановка «Гадибук» в театре «Габима») и даже цвет. Между тем мир местечка-штетла уходил, погибая не только вследствие борьбы советской власти с иудаизмом, но и в связи с миграцией населения в города. Режиссеру Алексею Грановскому (экранизация рассказов Шолом-Алейхема «Еврейское счастье») и художникам Давиду Загоскину, Давиду Якерсону, Мееру Аксельроду, Сарре Шор удалось в своих графических рисунках навеки запечатлеть прежнюю атмосферу. Новая реальность советского еврейства выстраивалась не столько на уровне индивидуальных исканий (как это было с супрематистами из УНОВИСа, пытавшимися выразить в искусстве беспредметность бесконечной вселенной), сколько на уровне государственной политики. В 1920–1930-е годы новая власть осуществляла через евсекции так называемый идишистский проект, запрещая иврит как буржуазный, религиозный язык и вводя вместо него в печать и искусство «пролетарский», «атеистический» идиш. В рамках преобразования еврейской культуры издавались «безбожные» работы еврейских философов Уриэля Дакосты и Баруха Спинозы, о похождениях еврея-пролетария была написана «Повесть о рыжем Мотэле». Ранее нехарактерные темы ввело создание еврейских коммун и расселение еврейских земледельцев по бескрайним просторам СССР: так, в творчестве Менделя Горшмана, Меера Аксельрода, Лидии Жолткевич и Меера Айзенштадта получил развитие образ еврея-колхозника и еврейки-свинарки.
Однако при Сталине насильственная коллективизация еврейских коммун, борьба как с антисемитизмом, так и с сионизмом, преследование не инспирированных властью просветительских и творческих объединений (как например, Домпросвета) загнали еврейское самобытное искусство практически в подполье. Характерны трансформации творчества Павла Зальцмана и «Группы пяти»: первый ушел в сюрреализм, вторые обратились к камерным, «невинным» домашним сюжетам. Между тем к началу 1940-х годов парадный реализм, официоз заменил идишистский проект, вызвав соответствующие изменения в творчестве художников, скульпторов, писателей — тех, кому удалось пережить беспощадный каток сталинских репрессий.
В каталоге представлены лубок, графика, печатная продукция, живопись, эскизы театральных костюмов, созданные еврейскими художниками 1920–1940-х годов, а также предметы религиозного назначения и фотографии еврейских местечек и повседневного быта, собранные этнографами и официальными фотографами.
Полистать книгу
Блуждающие звезды. Советское еврейство в довоенном искусстве:
Дизайн: Анна Сушкова
Редактор: Екатерина Нагорнюк
Корректор: Екатерина Нагорнюк
Верстка: Любовь Комаровская
Цветокоррекция: Игорь Кочергин
Подготовка к печати: Марина Рогова
Выпускающий редактор: Анастасия Евдокимова