Кустарный музей был основан по инициативе Московского губернского земства в 1882 году и открыл свои двери для публики в 1885-м. Первоначальный состав его коллекции включал в себя экспонаты московской Художественно-промышленной выставки 1882 года. В 1888 году при земской управе была создана Кустарная комиссия, в которую пригласили для реорганизации музея крупного мецената Сергея Тимофеевича Морозова. Он сумел наладить обучение мастеров в центрах традиционных промыслов под эгидой музея, выстроить систему кредитования и снабжения кустарей сырьем, организовать прямую скупку изделий у мастеров и их последующий сбыт. В 1890–1897 годах С. Т. Морозов был заведующим Кустарным музеем, затем почетным попечителем. Пожертвования частных лиц, в первую очередь самого попечителя, играли огромную роль в выживании традиционных ремесел в условиях наступления промышленного производства. В начале 1900-х годов при активном участии С. Т. Морозова в Сергиевом Посаде была создана Художественно-столярная мастерская (по образцу знаменитой мастерской Мамонтова в Абрамцево), а сам музей обрел постоянное место в особняке в Леонтьевском переулке.
В 1911 году при музее в сооруженной при участии А. В. Щусева пристройке был открыт Магазин кустарных изделий, ставший очень популярным у москвичей. В ходе коренного переустройства музея в 1910 году появился Музей образцов во главе с Н. Д. Бартрамом, целью которого было создать репрезентативную коллекцию русского народного и декоративного искусства современности и прошлых веков, а также коллекцию декоративных произведений иностранного происхождения, иллюстрировавших процесс развития техник исполнения предметов. Тогда же при музее была создана превосходная библиотека. В 1910 году по инициативе Н. Д. Бартрама в музее проходила «интерактивная» выставка для детей «Как делают игрушку».
«В витринах стояли знакомые мне резные деревянные игрушки, на стенах висели таблицы с производственным процессом выполнения игрушки, начиная от чурака с корой на боку, кончая готовым изделием. Все было интересно, но самыми интересными были люди в холстинных фартуках, сидевшие на низких табуретках. В их руках кусок дерева оживал, превращаясь то в птицу, то в зверя, то в человека. <…> Народу было много, особенно около резчиков, и это было понятно, ведь впервые в Москве была организована такая выставка, и цель ее была в том, чтобы люди увидели своими глазами, как делается народная игрушка, в данном случае было показано мастерство богородских резчиков» (Изергина А. Н. О моем отце, художнике Н. Д. Бартраме // Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С. 105).
В 1923 году при музее возобновил работу Магазин кустарных изделий (впервые открытый в 1911 году), чье богатое оформление было выполнено по проекту А. Н. Дурново. В 1920-е задачи и программу деятельности музея определял В. С. Воронов.
«Художественно-кустарное дело не будет иметь ни большего экономического значения, ни значительной культурной ценности, если оно отделится от своей вековой почвы. Лишившись ее, оно превратится в художественно-сложный, искусственный и бесплодный пустоцвет, который ожидает быстрая и неминуемая гибель. Художественно-кустарное творчество цветет и благоухает лишь до той поры, пока его глубинная связь с народным бытовым искусством не нарушена. Художественно-вспомогательная работа Кустарного музея ставит своей задачей поддерживать эту необходимую связь старины и новизны, дающих в результате своих художественных слияний и сочетаний постоянно обновляющееся творческое содержание для текущей современности» (В. С. Воронов о задачах музея).
В 1927 году в связи с необходимостью расширить выставочное пространство Кустарный музей был реорганизован в Центральную научную опытно-показательную станцию по кустарно-ремесленной промышленности (ЦНОПС), одновременно с этим лишившись самостоятельного юридического статуса. В советские годы он активно пополнялся предметами, собранными в ходе всесоюзных экспедиций своих сотрудников. В 1990-е музей чуть было не погиб, оказавшись под угрозой закрытия, но в 1999 году распоряжением Правительства РФ было предписано создать на его базе Музей народного искусства имени С. Т. Морозова, включив его в состав Всероссийского музея прикладного и народного искусства.
Среди исторических коллекций музея XVII–XIX веков представлены лицевые печные изразцы с надписями, изящные резные костяные ларцы, дымковская игрушка, посуда гжельских мастеров, данилковские и осташковские лаковые миниатюры, металлические братины и ендовы, расписные стеклянные штофы и стопы, бисерные подстаканники и табачницы, олонецкие вышитые полотенца, набойные и пряничные доски. Все эти предметы поражают яркостью цвета, выразительностью формы, искусностью исполнения и истинно русской душевностью.
Помимо нередко безымянных народных изделий издание предлагает читателю ознакомиться и с изделиями и эскизами художников Кустарного музея (чей коллектив начал формироваться в начале 1900-х годов под руководством Н. Д. Бартрама): Н. Г. Тихонова, В. В. Хвостенко, Е. Г. Теляковского, А. А. Вольтера, А. А. Суворова, П. И. Спасского, В. И. Соколова, Б. Н. Ланге, А. Е. Куликова и др. Первоначально художники занимались преимущественно эскизами мебели и небольших деревянных изделий, таких как блюда, ларцы, пасхальные сувениры и рамки для фотографий, причем наибольшее влияние на проекты мебели оказывали идеи С. В. Малютина. Особый почерк чувствуется в работах, выполненных по рисункам Аполлинария Васнецова.
В 1920-е годы художественный облик новых изделий складывался под влиянием директора А. А. Вольтера, задачей которого было восстановить прерванное революционными событиями взаимодействие музея с промыслами и самостоятельными кустарями, координировать их работу, обеспечить ассортимент востребованной продукции. Противоречивые задачи художественного возвеличения революции и советской власти, с одной стороны, и реализации изделий на Западе, с другой, привели к необычному соседству агитационных и традиционно русских образов на изделиях. Господствующее положение деревянных изделий уступило место разнообразию материалов: мастера все чаще обращались к текстилю, металлу, финифти.
Вне всякого сомнения, настоящее издание сможет передать очарование лучших произведений русского прикладного искусства.
|