«Русское серебро XV–XIX веков из собрания Владимира Царенкова» — каталог, подготовленный издательством «Кучково поле Музеон» и адресованный как коллекционерам и специалистам, так и широкому кругу читателей, увлекающихся русским искусством.
В издании представлено 225 предметов из серебра и меди, изготовленных в XV–XIX вв. в России и 5 серебряных изделий, предположительно созданных в Юго-Восточной Европе в XVI–XVIII вв. Читатель впервые имеет возможность ознакомиться с уникальной коллекцией высокохудожественной утвари и разнообразных аксессуаров как светского, так и религиозного назначения из собрания В. Царенкова, которое прежде в виде каталога не публиковалось. Подробные иллюстрации сопровождаются комментариями специалистов, проливающими свет на время создания, материал, технику изготовления и предназначение изделий.
Особого внимания заслуживают столовые предметы, пожалованные царями-соправителями Иоанном Алексеевичем и его братом Петром служилым людям, редчайшие изделия из цветной эмали, созданные мастерами Сольвычегодска и Вятки в XVI–XVII вв., а также группа кубков из кокосового ореха. Каталог поделен на два раздела: серебряные изделия XV–XVII и XVIII–XIX вв. соответственно. Предметы расположены в хронологическом порядке их изготовления, во втором разделе также и по происхождению (из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Устюга, Вологды и Тобольска) и мастерам. Изделия, точное место изготовления которых установить не удалось, собраны в подразделе «Россия». В отдельный раздел вынесены ложки второй половины XVII–XIX вв.
Библиографическое описание:
Русское серебро XV–XIX веков из собрания Владимира Царенкова / И. А. Бобровницкая, И. Д. Костина. — М. : Кучково поле Музеон, 2021. — 616 с. : ил.
ISBN 978-5-907174-53-5
«Значительное число средневековых вещей в данном собрании позволяет говорить о его исключительной значимости с хронологической точки зрения»
Каталог позволяет проследить развитие художественного оформления русских серебряных изделий от украшенных только резными надписями ковшей XV в. до черненых письменных приборов и изысканных многофигурных кружек XIX в. с изображениями сцен из русской истории.
XV–XVII вв. представлены в основном сосудами для медовых напитков и вина: ковшами, корчиками, чашами, братинами, чарками, стаканами и стопами, а также декоративными тарелками, есть из которых стало принято только к концу русского Средневековья. Значительно меньше представлена религиозная утварь того же периода — необходимые для таинства причастия кубки-потиры, а также использовавшиеся верующими в путешествиях маленькие иконостасы-складни. Стоит обратить внимание на дарственный характер основной части представленных в издании ковшей: отцы жаловали их сыновьям, а государи — подданным, отмечая резными надписями на венце изделия заслуги получателя дара. Интересно, что атаманам и старшинам казачьих войск наградные ковши императоры жаловали и в XVII, и в XVIII в. Более «народные» чарки и корчики, в XVII в. завоевавшие все слои русского общества, отражают не только отечественную, но и европейскую моду, «расцветая» листьями аканта, трилистника, гроздьями фруктов на лентах и экзотическими тюльпанами. В последней четверти XVII в. Сольвычегодск и Москва прославились нарядными чашами и тарелками, украшенными расписной эмалью и сканью.
«Серебряными ковшами награждали, или, как тогда говорили, “жаловали”, по различным поводам — “за посольскую службу”, “за строение нового города”, “за увечья и раны”. Особенно ценились заслуги “за прибор”, то есть за прибыль казне при сборе пошлин и проведении торговых операций»
Если предметы XVI–XVII вв. создавались неизвестными нам мастерами Серебряной и Оружейной палат Кремля, Серебряного ряда Москвы и других русских городов, то с XVIII в. благодаря клеймам на оборотной стороне днищ можно отследить целые династии и даже фабрики ювелиров-серебряников. В каталоге представлены творения Ивана Семенова Щукина, Василия Мартынова Орлова, Федора Петрова, Тимофея Филиппова Полуянова и др. Царенков собирал преимущественно предметы светского обихода: табакерки, декоративные стопы, кубки, кружки, созданные в ведущих центрах серебряного дела: Москве, Тобольске, Вологде и Великом Устюге. В последнем создавались и изделия из желтой меди, декорированные эмалями, которые также представлены в собрании.
Интересны и новые для русской ювелирной традиции сюжеты, почерпнутые из составленной по указу Петра I книги «Символы и Эмблемата»: так, одна стопа, посвященная победе России в Северной войне, оформлена медальоном, изображающим Купидона верхом на льве (лев — символ Швеции). Необыкновенным мастерством отличается исполнение ажурных «сорочек» кубков, особенно популярных в 1740–1750-е гг. и оформление кружек чеканными многофигурными рельефами.
На наш взгляд, особо следует выделить табакерки и стопы с вмонтированными в них монетами и наградными медалями, а также кокосовые чаши и кубки. Например, одна табакерка украшена медалью, отчеканенной в честь открытия знаменитого памятника — Медного всадника, другая — медалью в честь 25-летия правления Екатерины II. Эта практика продолжилась и в XIX в.: в табакерку 1834 г. вставлена медаль Елизаветы Петровны, в стопу 1841 г. — редчайшая монета императора Иоанна Антоновича.
Значительную часть собрания составляют предметы XIX в. Для первой половины столетия Царенков подобрал предметы преимущественно крупных форм, которыми украшали интерьер и сервировали стол. Коллекция отразила как смену стилей и известную эклектичность девятнадцатого века, так и художественные достижения русских и натурализованных иностранных мастеров (Осипа Петрова, Станга, Кейбеля, Гедлунда, работников фирмы П. А. Овчинникова и др.). Прекрасно исполнены ампирные бульотки, канделябры, рукомойники, соусники, изящные чеканно-черненые чайники и другие столь же утонченные предметы.
«Бульотки для поддержания тепла горячей воды во время чаепития существовали в России еще в XVIII в. Они состояли из переносного таганка со спиртовкой и съемного чайника. В XIX в. стали популярны бульотки, внешне похожие на самовар, пользовавшийся особой любовью»
Во второй половине XIX в. мастера-серебряники вдохновлялись уже стилем историзма.
«В середине XIX в. в российском обществе заметно возрос интерес к отечественной истории, нашедший отражение во всех областях искусства. В серебряном деле он проявился в обращении к исторической тематике и народному творчеству на изделиях крупной формы. Такой стиль получил название “историзм”»
В этот период к округлым бульоткам добавились и узорчатые корчики, выполненные в уникальной технике прозрачной оконной эмали, введенной московскими эмальерами конца XIX в.
Очень популярны были и серебряные кружки, украшенные рельефами, посвященными знаковым событиям русской истории ; на их крышках нередко помещались портреты древнерусских князей. Не стоит забывать и про затейливые письменные приборы, выполнявших скорее эстетическую, нежели практическую функцию.
Отдельное место в каталоге отведено собранию ложек — их всего двенадцать, но все они представляют интерес как с точки зрения исполнения (витые и резные ручки), так и с точки зрения возможных малороссийских влияний.
Таким образом, каталог представляет интерес не только как собрание искусно выполненных серебряных изделий, но и как свидетельство изменения вкусов и привычек их заказчиков, влияния политических реалий, в которых они жили, на сюжеты и стиль исполнения предметов. Все эти ковши, чарки, бульотки и кружки — след прошлого, давно уже канувшего в лету, но от того еще более завораживающего.
Авторы текстов: Бобровницкая Ирина Акимовна, Костина Инна Дмитриевна
Куратор коллекции: Катерина Киндем
Фотографы: Александр Гидеон и Эдвард Рой Фокс
Дизайн: Анна Сушкова
Научный редактор: Екатерина Нагорнюк
Корректоры: Екатерина Молчанова, Лилия Катренко
Верстка: Любовь Комаровская, Марина Рогова
Цветокоррекция: Павел Ермаков, Игорь Кочергин
Допечатная подготовка: Марина Рогова
Координатор проекта: Анастасия Евдокимова