Фонд «Связь Эпох» продолжает серию издательских проектов по истории архитектуры. Читателям предлагается погрузиться в мир флорентийских храмов.
Сборник «Флорентийские храмы» издан в 2 томах, его автором является Владимир Степанович Кереметчи — известный московский архитектор. Автор многочисленных построек в Москве, участник и лауреат творческих конкурсов, выставок, презентаций. Родился в 1947 году в Москве. Закончил Московский архитектурный институт. Более 35 лет проработал в Управлении по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2». Заслуженный архитектор Российской Федерации.
Автор популярных сборников по архитектуре, истории возникновения, современному состоянию произведений итальянского Ренессанса. В этой связи стоит напомнить о недавнем сборнике «Портфолио Джинори. Флорентийские палаццо эпохи Ренессанса», который также был издан при поддержке «Кучково поле Музеон».
Библиографическое описание:
Кереметчи В.С. Флорентийские храмы: В 2 т. Т. 1. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 384 с. : ил.
Кереметчи В.С. Флорентийские храмы: В 2 т. Т. 2. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 232 с. : ил.
ISBN 978-5-907174-45-0
ISBN 978-5-907174-46-7
Esse quam videri - быть, а не казаться
Во Флоренции находятся около 265 церквей и храмовых комплексов, не считая отдельных капелл, всевозможных ораториев, скиний и уличных табернаклей. Конечно, эта цифра учитывает границы современной большой Флоренции, города с населением почти в миллион человек, поглотившего пригороды и бесчисленные горные деревушки. Если уж говорить о реальных границах старого города, то тогда нужно учитывать его габариты в кольце крепостных стен. Но и эти кольца не раз перестраивались по мере развития города, сносились, переносились, как и во всех старых европейских городах.
Почти все храмы возникли в эпоху раннего Средневековья. В город приходили монастырские ордена, и каждый стремился закрепить свое положение строительством «именной» обители. Так, рядом с приходскими церквями возникли комплексы доминиканцев (Санта Мария Новелла), францисканцев (Санта Кроче), бенедиктинцев (Флорентийское аббатство), сервитов (Сантиссима Аннунциата), сильвестринцев (Сан Марко). В тогдашнем пригороде Ольтрарно, «за Арно», обосновались августинцы (Санто Спирито), кармелиты (Санта Мария дель Кармине) и цистерцианцы (Сан Фредиано ин Честелло). К началу Возрождения храмы изрядно обветшали, да и церковная жизнь основательно изменилась. Многие церкви (Санта Мария дель Фьоре) стояли в недостроенном состоянии, многие размещались в случайных помещениях (Орсанмикеле), некоторые совмещали и светскую, и духовную, а иногда и образовательную деятельность. Интерьеры, украшенные великолепными распятиями и алтарными образами треченто, полностью переделывались в период Высокого Ренессанса, а затем так же нещадно реконструировались по новой моде во времена барокко. Стропильные расписные деревянные фермы заменялись лепными сводами, а стены с бесценными фресками оштукатуривались и украшались грандиозными каменными порталами новых капелл и алтарей.
В сборнике «Флорентийские храмы» представлены церковные постройки исторического центра города, даже меньшей его части, а именно той, которая вызывает наибольший интерес у поклонников флорентийских путешествий. Владимир Кереметчи попытался собрать наиболее интересные экспонаты, не углубляясь в их сакральные особенности и представляя прежде всего художественные и архитектурные примечательности флорентийских храмов.
От автора
Этот сборник я представляю как домашний путеводитель. И дело не только в том, что его габариты и информативная часть не соответствуют «дорожному» формату. Мне, например, гораздо интереснее рассматривать подобные справочники уже после поездки, когда я ясно представляю себе масштаб объекта, его размещение в городе, общий характер деталей. Конечно, к любому путешествию, по-моему, нужно готовиться заранее, просматривать какие-то материалы, карты, составлять свои маршруты и т. д. Но подчас реальность переворачивает заготовленные схемы, и дальнейшиие передвижения становятся спонтанными, хаотичными. «Их величества» кайф и случай берут свое. Весь довольно случайно собранный фотоматериал, и общие впечатления нуждаются в каком-то осмыслении и минимальной систематизации. Вот тогда, долгими зимними вечерами можно обкладываться справочной литературой, добавляя к ней мягкий плед, рюмочку золотистого напитка (кто курит — пепельницу) и тихую музыку. Начинается полет, все становится на свои места, а обнаруженные промахи, пропущенные шедевры, сожаления о закрытых дверях, отсутствии времени и прочее, и прочее заставляют планировать новую поездку, новое путешествие с обязательным рабочим графиком. Вот тогда-то такой «домашний путеводитель» и становится вещью полезной, нужной и совершенно необходимой.
Полистать книгу «Флорентийские храмы» 1-й том:
Полистать книгу «Флорентийские храмы» 2-й том:
Дизайн: Анна Сушкова
Корректор: Лилия Федотова
Цветокоррекция: Павел Ермаков, Сергей Панфилов
Верстка: Любовь Комаровская, Сергей Панфилов
Подготовка к печати: Марина Рогова
Выпускающий редактор: Лилия Катренко
Координатор проекта: Анастасия Евдокимова