«Образовать в детях ум, сердце и душу». Воспитание великих князей в семьях императоров Николая I и Александра II
В процессе обучения и воспитания закладываются основные личностные установки. Понимание того, в каких условиях рос и развивался ребенок, значительно облегчает анализ его поступков во взрослой жизни. Когда речь идет о государственном деятеле, то это важно вдвойне: в его руках находится не только личная судьба, но и будущее всего государства.
Издательский проект Фонда «Связь Эпох» рассказывает о традиции воспитания великих князей в семьях императоров Николая I (1825–1855) и Александра II (1855–1881). Автор книги А. Н. Сидорова — кандидат исторических наук, сотрудник Государственного архива Российской Федерации. Книгу отличает прекрасный научный стиль, высокая профессиональная культура работы с источниками и историографией.
Библиографическое описание:
Сидорова А.Н. «Образовать в детях ум, сердце и душу». Воспитание великих князей в семьях императоров Николая I и Александра II / вступ. ст. А. А. Левандовского. — М.: Кучково поле Музеон, 2019. — 384 с.: ил.; 56 с. ил.
ISBN 978-5-907174-04-7
Частная жизнь российских императоров уже не является тайной, об этом написано множество работ. Однако настоящая книга касается малоизученной проблемы воспитания детей императорской фамилии. При этом речь не идет о наследниках престола — в центре внимания автора те дети императоров, которые ни при каких условиях не могли претендовать на трон. Однако они от этого не менее важны. Эти люди, как пишет автор, были:
«сразу после императора и наследника престола, составляя промежуточное и связующее звено между самодержцем и элитой общества — высшими слоями бюрократии и дворянства. Как родственники монарха великие князья занимали важные государственные посты в гражданской администрации, в армии и на флоте».
Козьма Прутков призывал нас зреть в корень, так кто же находился у корней этой воспитательной системы?
Рассматривая историю воспитательной системы в динамике, с XVII по XIX век, А. Н. Сидорова приходит к выводу, что по-настоящему образование и воспитание как система сложились только в годы правления Николая I. Поразительно, но в данном случае речь не идет о водворении палочной дисциплины, с которой ассоциируется имя государя Николая Павловича. Напротив, пройдя через горнило великокняжеского воспитания, император Николай I старался сделать всё, чтобы воспитание его детей кардинально отличалось от полученного им.
Император Николай I Литография. 1830-е ГАРФ
Главным воспитателем великих князей был назначен поэт В. А. Жуковский, который раскрыл свои лучшие качества на этом посту. Заграничные поездки для консультаций с ведущими педагогами того времени, освоение целого массива педагогической литературы и, главное, постоянная и целенаправленная творческая работа — все это позволило В. А. Жуковскому создать действительно незаурядную систему, в которой воспитание и образование составили единое целое, а путь к формированию личности великих князей был намечен вполне разумно. А. Н. Сидорова в своей книге дает развернутое, очень ясное представление об этом грандиозном плане.
В. А. Жуковский. Литография. 1820-е ГАРФ
Ценно, что автор делает основной акцент на истории отдельных личностей, чему способствует использование большого массива источников личного происхождения — писем, воспоминаний и дневников. Так, рассказ о воспитателях — это разговор о людях, которые отдали порученному им делу значительную часть своей жизни, годами находясь при великих князьях практически безотлучно. Они добросовестно исполняли свой долг, отнюдь не ограничивая себя при этом его формальными рамками. Особенно сильное впечатление производят морские офицеры Ф. П. Литке и Ф. С. Лутковский, приставленные к великому князю Константину: ведь «золотой мальчик» царской семьи, наряду с разносторонними талантами, обладал еще и весьма трудным характером. Воспитание его — один из интереснейших сюжетов в этой книге: А. Н. Сидорова очень ясно показывает, сколько терпения и настойчивости потребовалось воспитателям, чтобы найти общий язык с подопечным и добиться, в конце концов, блестящих результатов в своем нелегком деле. Неплохи были, впрочем, и другие воспитатели. Да и педагогов-наставников тоже подобрали весьма тщательно: может быть, не самых ярких, но солидных, основательных ученых.
Воспитательную систему великих князей в царствование Александра II А. Н. Сидорова описывает столь же основательно и подробно. Отсутствие твердой мужской руки и равнодушие императора к делу воспитания детей привело к деградации николаевской системы. Императрица Мария Александровна, которой было поручено руководить воспитанием детей, при своей доброй воле и старании справлялась с этим тонким и сложным делом неважно.
Были на то, впрочем, и объективные причины: страна менялась буквально на глазах, люди менялись — разобраться в этом хаосе было бы нелегко и более подготовленному человеку. В эти времена подыскать воспитателей и преподавателей в николаевском духе — «солидных и надежных» — было крайне сложно. Все чаще к великим князьям допускаются люди случайные, преподавание идет вразброд — о новом Жуковском оставалось лишь мечтать. Зато появляется множество безответственных советчиков, иной раз совершенно неожиданных, вроде А. И. Герцена… Выясняется, что феноменальная система воспитания Николаевской эпохи канула в вечность вместе с нею.
Полистать книгу
Авторы проекта:
А. Н. Сидорова - кандидат исторических наук и сотрудник Государственного архива Российской Федерации
- Выпускающий редактор Е. Д. Щепалова
- Корректор Т. Е. Ширма
- Художественное оформление М. А. Миллер
- Верстка Л. Ф. Комаровская
- Цветокоррекция П. М. Ермаков, С. В. Панфилов
- Допечатная подготовка М. А. Рогова