В современной жизни, наполненной гаджетами и Интернетом, когда «мир находится в кармане» и распространено стереотипное мышление, не только взрослые, но и дети перестают замечать происходящее вокруг, размышлять, задавать себе вопросы и находить ответы. Люди перестают творчески мыслить, стремиться к новым знаниям и открытиям: это лишает нас желания сделать шаг к тайному и неизведанному. А самое прекрасное, что мы можем испытать, по словам Альберта Энштейна, это ощущение тайны. Она —источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен слепцу.
Надеюсь, что загадочный, увлекательный и таинственный мир индустриальных часов со сложным устройством механизмов и давней историей станет источником вдохновения для творческого поиска, исследований, открытий и новых идей.
Александр Никольский
Библиографическое описание:
Часы в индустриальном стиле: чудеса механики. XIX — начало XX века: [текст парал. рус., англ.] / О. Н. Мельникова. — М.: Кучково поле Музеон, 2020. — 256 с.: ил.
ISBN 978-5-907174-08-5
Запуская индустриальные часы
Всякий раз, запуская индустриальные часы, когда они «оживают» в твоих руках, изумляешься и очаровываешься движением этих сложных, хитроумных механизмов, и отдаешь дань уважения инженерному гению человечества. Восхищаешься техническими и творческими замыслами часовых мастеров, придумавших и заставивших через эскизы, чертежи и расчеты работать, двигаться, вращаться различные стрелки, шестеренки, колеса и винты, давших нам возможность услышать живой звук механического творения и ощутить благородство материалов, из которых все это сделано.
Много лет ушло на собирание этой коллекции индустриальных часов. От всего сердца хочу поблагодарить своего друга и партнера Александра Никольского за то, что он приоткрыл для меня окно в удивительный, сложный и таинственный мир часовой механики. Без его увлеченности, знаний в данном направлении, неимоверного терпения и золотых рук этого собрания не состоялось бы.
Спасибо моим родителям за любовь к книгам, привитую мне с детства. Благодаря им я несу через свою жизнь тягу к знаниям, неимоверную любознательность, чего очень желаю своим детям и вам, дорогие читатели.
Хочу поблагодарить всех, кто своим трудом, знаниями, опытом способствовал созданию и восстановлению данной коллекции: экспертов, реставраторов, художников, фотографов, мастеров часового дела. Они подарили мне прекрасную возможность наблюдать, как порой буквально из пепла возрождаются замечательные творения мастеров прошлого. В своих начинаниях мы старались быть достойными их.
Константин Алексеев
Первые модели индустриальных часов
Первые модели индустриальных часов были разработаны французскими мастерами второй половины XIX века. Они выполнены на высоком техническом и художественном уровне и демонстрируют искусность механиков, художников и дизайнеров. В оформлении многих моделей присутствуют архитектурные элементы: балюстрады, арки, колонны, придающие предметам дополнительный декоративный эффект. Эта черта соотносима с оформлением первых индустриальных машин, при создании которых заимствовались эталоны красоты из архитектуры: «…форма принципиально новых технических средств складывалась под влиянием их семантической связи с теми объектами, которые они заменили или к функции которых они были близки».Первые машины с паровыми двигателями были громоздкими. Небольшие скорости способствовали восприятию даже движущихся машин как неких архитектурных объектов . Часы изготовлены из различных материалов — бронзы, латуни, меди, мрамора, стали, отличаются тонкой моделировкой и проработкой, с использованием техник литья, золочения, серебрения и патинирования, которыми виртуозно владели французские мастера. Все модели технически выверены и в точности повторяют конструкции оригинальных машин и устройств.
Полистать книгу
Часы в индустриальном стиле: чудеса механики. XIX — начало XX века:
Координатор проекта: Анастасия Евдокимова
Дизайн-макет: Анна Сушкова
Редактор: Полина Любимова
Корректор: Нина Самбу
Верстка: Любовь Комаровская, Анастасия Седяева
Цветокоррекция: Павел Ермаков
Допечатная подготовка Сергей Панфилов, Марина Рогова