Москву недаром называют городом сорока сороков. Храмовые ансамбли являются не только объектами культа, но и символическими точками в пространстве столицы. Одни церкви и соборы хорошо известны и широко почитаются, тогда как другие известны заметно меньше. Но это не значит, что ими не нужно интересоваться.
Каждый, кто хоть раз увидел вознесенный над Замоскворечьем храм во имя Священномученика Климента, папы Римского, что на Пятницкой улице, навсегда запомнил его царственное великолепие. По богатству и выразительности силуэта, по пластической компактности масс и ясности объемов, согласованных с традициями древнерусского зодчества, это сооружение принадлежит к самым ярким созданиям европейской церковной архитектуры эпохи барокко. При этом монументальный размах сочетается в нем с богатой декоративной фантазией.
Издательский проект Фонда «Связь Эпох» посвящен барочному Храму Климента папы Римского, построенному в XVIII веке. Уникальное архитектурное сооружение представлено в книге как сложное архитектурное сооружение, сочетающее традиции европейской архитектуры и русского зодчества.
Издание книги осуществлено при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы
Библиографическое описание:
Дудина Т. А., Мерзлютина Н. А. Храм Климента папы Римского в Замоскворечье / сост., ред. О. Г. Ковалик — М.: Фонд .Связь Эпох., 2018. — 232 с.: ил.
ISBN 978-5-9907286-0-8
Храм Климента папы Римского в Замоскворечье
Одно из самых оригинальных, сложных и ярких творений московской архитектуры середины XVIII столетия. Читателю впервые представляется отдельное издание об этом известном памятнике церковного зодчества эпохи барокко, который с момента своего появления и до наших дней является одним из архитектурных символов Замоскворечья. В книге предпринимается комплексное исследование архитектурно-художественных особенностей Климентовской церкви, вводятся в научный обиход новые сведения о храме, обнаруженные в архивах, под новым углом зрения анализируются известные ранее публикации. Отдельная часть издания посвящена внутреннему убранству церкви — фрескам, иконам, лепному декору, публикуется исследование иконостаса церкви Климента папы Римского и ее икон, бывших долгое время недоступными для искусствоведов. Иллюстративный ряд издания включает архивные документы, чертежи, рисунки, фотографии, многие из которых публикуются впервые.
Почему храм посвящен Клименту?
Для русского уха непривычно, чтобы храм носил имя главы Римской церкви. Однако в этом нет ничего удивительного — до раскола церквей в 1054 году сонм святых был общим. Скажем несколько слов о биографии этого святого.
Климент родился в Риме в I веке в семье, родственной императорскому дому Флавиев. Жизнь юного патриция изменилась после встречи с человеком, рассказавшим ему о Спасителе мира. Уверовав во Христа, Климент посетил в Палестине места, связанные с земной жизнью Иисуса, затем в Александрии слушал проповедь апостолов и общался с ними. В Кесарии Климент принял от первоверховного апостола Петра крещение и в 92 году был поставлен им во главе Римской церкви. Апостол Павел называл его своим ближайшим и искренним сотрудником.
Римские власти, решив прекратить дальнейшее распространение христианства, задержали Климента, считая его главным виновником волнений в городе. Император Траян велел удалить епископа из Рима «на вечную ссылку за море в какой-нибудь пустынный город из прилежащих к Херсонесу». Древняя традиция связывает это место с Инкерманом, в пещерном монастыре которого до сих пор существует Климентовская келья, преобразованная ранними христианами в храм.
В 98 году Климент достиг инкерманских каменоломен, окруженных зловонными болотами. Его встретило не менее двух тысяч единоверцев, приговоренных к рабскому труду и мучимых жаждой. Ради них епископ совершил чудо обретения источника чистой воды. Узнав об этом, многие жители Херсонеса крестились, и в течение года Климент основал 75 общин, молящихся в особых комнатах частных домов — горницах. Все это заставило императора Траяна прислать в Херсонес игемона Авфидиана для расправы над первосвятителем. Он вывез Климента далеко в море и, привязав к его шее железный якорь, опустил в глубину.
Икона «Священномученик Климент, папа римский, и Петр, архиепископ Александрийский, с житием в 16 клеймах». Середина XVII в.
Юго-западный столб Климентовской церкви
Мощи первосвятителя Рима, которые были обретены в результате чуда, сыграли ключевую роль в отечественной истории: в 988 году в Херсонесе ими был благословлен великий князь Владимир на принятие христианской веры. Тогда же русский правитель перенес в киевскую Десятинную церковь во имя Успения Богородицы главу Климента, которая почиталась как первая общерусская святыня, а потому покоилась в специально устроенном Климентовском приделе. Рядом с ракой «заступника стране Русской» находились могилы самого Владимира и его супруги Анны.
В XI–XII веках почитание Климента Русской православной церковью достигло зенита, о чем свидетельствуют храмы, ему посвященные. Интерес к морским чудотворениям Климента распространился преимущественно среди моряков, промышлявших в Поморье, Заонежье, низовьях реки Онеги и на Северной Двине. В более чем десяти северных селах римскому епископу посвящены приходские и кладбищенские деревянные церкви, построенные не позднее XVIII века.
25 декабря 1741 года, в день прославления первого святого, в земле Русской просиявшего, дочь Петра Великого Елизавета взошла на российский престол. Так с середины ХVIII столетия возрождается культ Климента, что влечет за собой возведение в Петербурге Спасо-Преображенского собора и реконструкцию двух московских храмов: в честь Рождества Иоанна Предтечи у Варварских ворот и Преображения Господня в Замоскворечье. При этом за ними закрепилось именование не по главному престолу, а по приделу, посвященному Клименту, папе Римскому. К счастью, эти архитектурные памятники и сегодня украшают обе российские столицы.
Настоящее издание хорошо фундировано и снабжено разнообразными иллюстрациями, отражающими историю главного храма Замоскворечья. Отдельные главы посвящены внутреннему убранству храма, в частности иконостасу.
Полистать книгу Храм Климента папы Римского в Замоскворечье.
Авторы проекта:
Рецензенты:
- В. Ф. Козлов, кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра историко-культурного краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Председатель Союза краеведов России и Московского краеведческого общества;
- А. В. Мельников, кандидат исторических наук, заведующий отделом археографии Института славяноведения Российской академии наук
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
- Редактор, составитель, автор концепции О. Г. Ковалик
- Авторы считают приятным долгом выразить свою искреннюю признательность за помощь в работе Л. Р. Вайнтраубу, М. А. Доброновской, Н. И. Комашко, А. В. Лазаревой, В. В. Скопину