В фокусе внимания творческого коллектива, объединившего сотрудников Центра европейских исследований Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Отдела европеистики Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, а также нескольких приглашенных ученых, находится широкий диапазон проблем, связанных с культурой питания и пищевыми практиками европейцев.
Исследование, выполненное с позиций социальной антропологии, построено на полевых материалах авторов, архивных и других источниках. При изучении социокультурной роли европейской пищи акцент делается на следующих вопросах: алиментарные практики и истоки традиции, пища и идентичность, система питания и социальность, кухня и гендер, еда как символ и политический инструмент, вкус в культурах, национальная кухня и аутентичные рецепты, трапеза, этикет и обряд.
Книга состоит из пяти разделов, поделенных на 16 глав, отличающихся тематикой исследуемых сюжетов, рассматриваемых на материалах конкретного региона, народа или пищевого феномена. Монография представляет интерес для специалистов и широкого круга читателей
Библиографическое описание:
Вкус Европы. Антропологическое исследование культуры питания: Коллективная монография / отв. ред. М. Ю. Мартынова, О. Д. Фаис-Леутская. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 568 с. : 48 с. ил.
ISBN 978-5-907174-47-4
«Человечество начинается с кухни», а не «с трудовых отношений»
Как сказал Клод Леви-Стросс, «человечество начинается с кухни», а не «с трудовых отношений». В современном мире глобализация расширяет возможности рынка продуктов потребления, совершенствует индустриализацию процесса приготовления пищи, делает нашу еду все более усредненной, вместе с тем пища становится предметом рефлексии и сентиментальности, показателем социального, этнического, религиозного, идеологического самовыражения.
Питание вроде бы стало полем креативности и инноваций, ритуальная и обрядовая составляющие процесса потребления пищи идут по линии упрощения, но в то же время еда имеет тенденцию приобретать символический смысл, быть трендом и играть роль хранителя прошлого, традиционного, становится предметом ностальгии по домашним блюдам, знакомым с детства. Пища дает ощущение принадлежности к определенной социальной, возрастной, профессиональной и этнической группе. Она является маркером статуса и по-прежнему проходит красной нитью через самые разные сферы жизни человека.
В книге речь идет о вкусовых предпочтениях жителей Европы, об обусловивших их историко-культурных и социально-экономических процессах, контактах различных этнокультурных сообществ, а также о вошедших в европейскую культуру инновациях.
«Свинина и шпек, сладкий как миндаль»…
Пищевые вкусы и пристрастия — две из самых интересных культурных категорий, связующих культуру жизнеобеспечения с соционормативной культурой в широком смысле слова. Как гласит распространенная фраза, «о вкусах не спорят», вкус — дело сугубо индивидуальное, однако в целом вкус создается в конкретной социальной группе, прежде всего в семье, и можно говорить также о доминирующем вкусе и предпочтениях определенных сословий, классов, этнических групп и регионов, больших и малых историко-культурных областей. Вкусы закрепляются в памяти, становятся маркерами, могут превращаться в символ и становиться связующим звеном между настоящим и прошлым. Во многом именно посредством вкуса пища превращается в культурный артефакт, обрастает эстетическими коннотациями и контекстами.
Полистать книгу
Вкус Европы. Антропологичеaское исследование культуры питания:
Редактор: М. Ю. Мартынова
Корректор: В. П. Терехов
Выпускающий редактор: Л. А. Катренко
Художественное оформление: А. В. Сушкова
Верстка: А. И. Седяева
Цветокоррекция: П. М. Ермаков
Подготовка к печати: М. А. Рогова