Графические портреты Анненкова известны всем и каждому. Они смотрят на нас с обложек сочинений любимых авторов, украшают статьи энциклопедий и биографических лексиконов, попадаются в журналах и газетах, мелькают в документальных фильмах о самых разных героях прошедшего века.
Эти портреты знают «с виду» даже те, кто не слышал фамилии Анненкова.
Фамилия, впрочем, тоже на слуху: ведь даже в школьных учебниках воспроизводятся иллюстрации к «Двенадцати» Блока. Казалось бы, этот хрестоматийно известный художник весь изучен, рассмотрен и понят. К тому же Анненков— автор широко известных воспоминаний «Дневник моих встреч», где чего только нам не рассказал.
Однако творчество Юрия Павловича Анненкова необычайно обширно и разнообразно даже по сравнению с наследием выдающихся деятелей культуры первой половины ХХ века, среди которых было немало универсальных талантов. Данное издание, подготовленное в рамках выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью» в Музее русского импрессионизма, расскажет Вам о персонажах главного портретиста эпохи Серебряного века, поможет лучше разобраться в судьбе этого выдающегося художника.
Библиографическое описание:
Обухова-Зелиньская И. В. Юрий Анненков. Портреты сквозь время. — М.: Музей русского импрессионизма : Кучково поле Музеон, 2020. — 560 с. : ил.
ISBN 978-5-6040830-6-2
ISBN 978-5-907174-33-7
«Одновременно признанный и непризнанный»
Фамилия Анненкова фигурирует в многочисленных энциклопедиях и тематических альбомах как по национальному искусству (и российскому, и французскому), так и освещающих историю мировой культуры (абстракционизм, коллаж, костюмы для кино и театра, сценография).
В России художник считается одним из основоположников советской иллюстрации и классиком портретного жанра. Когда речь заходит о постановках массовых зрелищ, то историю этого вида искусства (в его современном виде) начинают со «Взятия Зимнего дворца». Обычно в таких случаях создатель столь очевидных шедевров автоматически попадает в первый ряд художественной иерархии, если не мирового масштаба, то в пределах истории национального искусства. Однако в случае Анненкова практически единственным признаком такого рода официального признания его ранга как художника служит упоминание и воспроизведение его работ в тематических альбомах и энциклопедиях. В течение всего ХХ века, как при жизни художника, так и после смерти, в России не было проведено ни одной его персональной выставки, никогда не отмечались его юбилейные даты (отдельные публикации на эту тему носили стихийный или случайный характер). При этом произведения Анненкова разных жанров (портреты, книжные иллюстрации, театральные эскизы) включались в самые престижные государственные выставки («Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции» в Третьяковской галерее), «Москва— Париж», «Москва— Берлин» и т. д.).
Редкая крупная выставка русского авангарда на Западе обходилась без привлечения работ Анненкова. Выполненные им проекты костюмов к кинофильмам хранятся в главных парижских музеях, связанных с историей кино: Музее декоративного искусства и Синематеке. В 1968 году в Прагу, буквально накануне грозных событий, приехала из Москвы упомянутая выставка, посвященная искусству первых лет Октябрьской революции (совпадение прямо-таки символическое). О выставке написали во Франции. Статья называлась «Шагал, Малевич и Анненков»
Почему такое странное признание-непризнание? Ответ на этот и другие вопросы о жизни и творчестве Ю. Анненкова, Вы сможете узнать, полистав книгу.
Полистать книгу «Юрий Анненков. Портреты сквозь время»:
В данной книге рассматриваются все «главные» графические портреты Анненкова— те, благодаря которым он сделал себе имя. Эти работы стали не только фактом искусства, в России они превратились в часть духовной жизни и быта нескольких поколений.
Ю. Анненков создал «галерею» острых и ярких портретов самых выдающихся деятелей культуры и политики первой половины ХХ века. Многие портреты писателей, художников или режиссеров становились известны сразу после их создания, так как они почти немедленно воспроизводились в периодических изданиях и книгах. Количество читателей книг и журналов во много раз превышало число посетителей художественных выставок. Современники художника, даже не бывавшие на выставках, вместе с книгой любимого автора получали и репродукцию портрета, быть может, уже виденную в журнале. Портреты советских политических деятелей также репродуцировались в журналах и отбирались на международные выставки. Анненковский портрет начинал восприниматься многими читателями как некий эталон: образ модели срастался с ее «мифом», а по прошествии лет воспринимался также как «документ эпохи», не менее объективный, чем фотография, но более яркий и информативный.
Авторы:
Издание подготовлено в рамках выставки «Юрий Анненков. Революция за дверью». Музей русского импрессионизма
Организатор проекта Музей русского импрессионизма
Основатель Борис Минц
Генеральный директор Юлия Петрова
Главный хранитель Наталья Свиридова
Куратор Анастасия Винокурова
Издание подготовлено при поддержке Марека Войцеха Зелиньски
Над книгой работали:
Редактор Михаил Гоголин
Научный консультант Анна Дьяконицына
Выпускающий редактор Анна Петрова
Корректор Анна Закирова
Дизайнер Евгений Корнеев
Верстка Любовь Комаровская
Фотосъемка Владимир Горбунов
Обработка иллюстраций Павел Ермаков, Игорь Кочергин
Подготовка к печати Марина Рогова