События

Поиск

Bolshoy teatrmuzeum cover

Художник и журналист Юрий Константинович Арцыбушев (1877–1952) был свидетелем и летописцем величайших перемен в российской общественной жизни периода Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войны, первой волны эмиграции. На его мастерски точных зарисовках с натуры беспристрастно запечатлены люди самых разных политических взглядов, от членов Временного правительства и белых генералов до чекистов, махновцев и крестьянских депутатов. Его творческое наследие — подлинный портрет сложной и противоречивой эпохи в истории России.

Изучение истории подразумевает включение в исследование всей совокупности доступных источников. Традиционный взгляд на наше прошлое с точки зрения сухих дат, цифр и событий создает серьезные затруднения — из поля зрения выпадает человек с его горестями и радостями, сильными и слабыми сторонами. Современная историческая наука в этом плане сделала серьезный шаг вперед, однако все же еще есть куда двигаться.

В научный оборот активно включаются источники визуальной информации — картины, фотографии, кинохроника. Порой картинка может сказать гораздо больше, чем даже самый важный документ. Ярким примером этого тезиса является очередной проект Фонда «Связь Эпох» и издательства «Кучково поле».

«Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева» — это свидетельство переломного времени.

 

Библиографическое описание:

Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева. Из коллекции Государственного архива Российской Федерации. — М.: Фонд .Связь Эпох.; Кучково поле, 2017. — 324 с.: ил.

ISBN 978-5-9907284-4-8 (Фонд "Связь Эпох"). ISBN 978-5-9950-0827-9 (ООО "Кучково поле")

Скачать PDF

Купить книгу

 

Художник-публицист Ю. К. Арцыбушев, чей творческий путь начался на стыке двух столетий, известен нам как автор серии рисунков с портретами государственных, политических и общественных деятелей России и Советского государства периода Февральской и Октябрьской революций и Гражданской войны. Герои его работ — представители самых разных политических взглядов, между которыми велась непримиримая идеологическая борьба, поскольку будущее страны они представляли по-разному. Как известно — и это следует подчеркнуть, — работая над своей портретной галереей, художник рисовал участников исторических событий с натуры. Его герои, как правило, не позировали. Зарисовки их портретов художник делал на различных собраниях, митингах, съездах, происходивших в разных уголках страны. В этом и заключается их особая историческая ценность. Ю. К. Арцыбушев не ставил перед собой задачу создания законченных портретов. Он преследовал другую цель — запечатлеть динамизм общественной жизни, дух и атмосферу времени.

 

8236587623562365

Замечательные рисунки Юрия Константиновича Арцыбушева, сделанные с натуры и запечатлевшие былое в его незавершенности (именно в этом заключается их непреходящая историческая и культурная ценность), прекрасно корреспондируются с периодической печатью столетней давности. Вчитаемся в газетные статьи 1917 года. То тут, то там на пожелтевших газетных страницах мелькают исторические персонажи, чей облик сохранили и донесли до нас беглые рисунки художника. Встречая новый, 1917 год и задумываясь над тем, каким он будет, и профессиональный экономист, и рядовой обыватель зачастую высказывали тождественные оценки и прогнозы. И тот, и другой — либо на основе анализа статистических материалов, либо на основе личного опыта — видели, что государственное вмешательство в экономическую сферу жизни общества не привело к увеличению производства товаров первой необходимости и не позволило покончить с их дефицитом.

На заседании Учредительного собрания Петроград. Январь 1918. 1. Я. М. Свердлов. 2. Л. Д. Троцкий. 3. П. И. Стучка

 

 

Привычный сонм персонажей предстает в неканоничном виде. Легкий наклон головы, искривленный рот, динамичная жестикуляция — из этих мельчайших черт складывается наше впечатление о человеке, которое уже не поддается ретуши. Нам сегодняшним уже не дано увидеть воочию выступления Ленина или Троцкого, равно как и составить представление о том, как они выглядели в жизни. Да, сохранилось бесчисленное количество фотографий и портретов, но на них мы видим вождей, решительных и смелых, готовых отстаивать свои идеи с ледяным спокойствием. Рисунок Арцыбушева ценен тем, что в момент его создания перед художником стоял неподготовленный оратор.

Еще одна отличительная черта творчества Арцыбушева — динамизм. Создается полное ощущение, что человек с картины вот-вот произнесет речь или бросит обвинительную реплику в адрес стоящего за трибуной. Этот эффект присутствия достигается за счет точной передачи позы говорящего, а также при помощи легкой карандашной штриховки.

 

 

Государственная дума, Учредительное собрание, улицы Петрограда и станицы Юга России — ничто не скроется от острого глаза Арцыбушева. Заключив в своих набросках дух эпохи, он оказал неоценимую заслугу нам, желающим разобраться, что же произошло с нашей страной сто лет назад.

 

Полистать книгу Портреты эпохи русской революции. Рисунки Юрия Арцыбушева

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 5 этаж, офис 5-2

+7 (999) 917-11-04

fondsvyazepoh@gmail.com

© 2019 - 2024 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено.

Политика конфиденциальности

Написать нам