Столетие начала Первой мировой войны свидетельствует, что уроки из нее извлечены еще не до конца. Надеяться на «домашнее задание» не приходится — извлечь эти уроки поодиночке не получится. Только диалог — неконфронтационное и совместное осмысление как прошлого, так и настоящего, — откроет нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без разделительных линий.
Площадкой для профессиональной дискуссии историков стал издательский проект Фонда «Связь Эпох» «Антанта. Сердечное согласие в годы войны. 1914–1918».
В книге собраны статьи авторов из России, Франции, Великобритании, Бельгии и Италии. В статьях рассмотрены проблемы предпосылок к складыванию союза, фронтовой повседневности, истории военных поставок и финансов, стратегических операций.
Из множества взглядов, подходов и сюжетов рождается яркая и выпуклая картина того, чем была Антанта. Книга снабжена богатым иллюстративным материалом, большая часть которого издается впервые.
Библиографическое описание:
Антанта: Сердечное согласие в годы Великой войны. 1914–1918. — М.: Кучково поле, 2014. — 352 с., илл.
L’Entente: L’Entente Cordiale pendant la Grande Guerre. 1914–1918. — M.: Koutchkovo pole , 2014. — 352 с., images.
Entente: Entente Cordiale during the Great War. 1914–1918. — М.: Kuchkovo pole, 2014. — 352 p., images.
ISBN 978-5-9950-0406-6
Антанта. Сердечное согласие в годы войны. 1914–1918
Историческую память нельзя отделить от культуры и ее образов. Понятно, что здесь недостаточно известного противопоставления муз и пушек. Ситуация, конечно, и сложнее, и многограннее. В отличие от многих других государств в России Первая мировая война была забытой на протяжении почти целого столетия. По сути, несколько поколений не знали реальной картины тех событий. Наша особенность в том, что по-настоящему российское общество обратилось к изучению Первой мировой войны уже после Второй мировой.
Мы не должны забывать, что в далеком 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на войну под флагом «защиты национальной и европейской культуры». Однако в итоге европейская культура как таковая потерпела беспрецедентный ущерб. С началом Первой мировой единая Европа поэтов и ученых, музыкантов и художников перестала существовать. Некоторые из них уже в дни боев стали раскаиваться в националистических и милитаристских заблуждениях. И очень немногие таких заблуждений смогли избежать.
Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. Даже возносили благодарности «за крах этой мирной жизни». Так писал Томас Манн. Мы знаем, чем все закончилось. Кроме первых в истории многомиллионных человеческих жертв был нанесен невосполнимый духовный ущерб всей Европе. Одно из последствий — это вакуум ценностей, возникший на разрушениях культуры.
Нельзя забыть и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии. И надо признать, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны. В тот период движения фашистского толка не были редкостью.
Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу.
Полистать сборник Антанта. Сердечное согласие в годы Великой войны. 1914-1918