В городе Банска Быстрица (Словакия) открылась историко-документальная выставка, приуроченная к очередной годовщине начала Второй мировой войны. Место было выбрано не случайно: именно здесь спустя пять лет после начала войны, 29 августа 1944 года, было поднято Словацкое национальное восстание.
Организаторами выставки выступили Российское историческое общество, фонд «История Отечества», Федеральное архивное агентство, посольство РФ в Словакии, музей Словацкого национального восстания. В роли генерального подрядчика выступил фонд «Связь Эпох». Руководитель фонда Георгий Кучков принял участие в открытии выставки.
Характеристика выставки как историко-документальной неслучайна. Богатый документальный и фотографический материал, представленный на выставке, позволяет посетителям самостоятельно провести настоящее историческое расследование. События 1938–1939 годов показаны нелинейно, со множеством «но» и «вопреки», это сложнейший клубок противоречий, который в конечном итоге привел мир к конфликту мирового масштаба. Можно ли было его избежать? Исчерпывающая хроника событий позволяет задуматься.
Обещанный британским премьер-министром Н. Чемберленом мир для грядущих поколений стал трещать по швам сразу после подписания Мюнхенских соглашений от 29 сентября 1938 года. Первым аккордом грядущей войны стала ликвидация Чехословацкого государства. В марте 1939 года стало очевидным, что Гитлер не ограничится оккупацией Судет. «Если чехи вздумают сопротивляться, Прага будет до основания разрушена авиацией. Гитлер твердо решил лично вступить в Прагу», – записал в дневнике временный поверенный в делах СССР в Германии Г.А. Астахов 16 марта. Государство оказалось расчленено на две части – Протекторат Богемии и Моравии (бывшая чешская часть) вошел в состав Третьего рейха, Словакия была объявлена независимым государством, но под протекторатом Германии.
22 марта под давлением оказалась Литва. Она приняла ультиматум о передаче Клайпедского (Мемельского) края Германии. Договор был подписан посланником Литвы в Германии К. Шкирпой и главой МИД Германии И. фон Риббентропом (соответствующая фотография из фондов РГВА была представлена на выставке). По замыслу Гитлера, Мемель должен был стать базой германского флота. Еще одним портом, на который объявила претензии Германия, стал Данциг. Однако польское руководство отказалось урегулировать Данцигский вопрос, поэтому в Берлине стали строить планы военного наступления. Варшава из потенциальной союзницы Третьего рейха превратилась во врага. Гитлер поставил задачу добиться дипломатической изоляции Польши, чтобы Англия и Франция не смогли прийти ей на помощь, равно как и Советский Союз.
В этих условия СССР возобновил попытки создать систему коллективной безопасности в Европе. Весной 1939 года начались советско-англо-французские переговоры. Несмотря на разнообразие форматов и попыток найти точки соприкосновения, англичане и французы оказались не готовы к подписанию оборонительного союза. Советский Союз оказался вынужден принять предложение Германии о подписании пакта о ненападении. 23 августа 1939 года в Москве был подписан Договор о ненападении между СССР и Германией (вошедший в историю как пакт Молотова-Риббентропа) и секретные протоколы к нему. Через неделю вермахт вступил в Польшу.
Материалы выставки были предоставлены Архивом внешней политики Российской Федерации (АВП РФ), Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ), Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД), Российским государственным военным архивом (РГВА).
По материалам выставки фондом «Связь Эпох» был подготовлен альбом, в котором содержится краткая характеристика экспозиции, а также богатый иллюстративный материал («1939 год. От “умиротворения” к войне». Историко-документальная выставка).
Помимо выставки, Г.Э. Кучков в составе делегации российских историков принял участие в конференции «1939 – год поворота. Словакия и Европа в начале Второй мировой войны». В ходе визита были возложили венки к памятнику советским воинам и мемориалу Словацкого национального восстания. Делегацию принял председатель Матицы словацкой (словацкого культурно-просветительского общества) Марианом Гешпером.