Фонд «Связь Эпох» в рамках издательской программы Правительства Москвы представляет проект, посвященный жизни и творчеству выдающегося русского художника Аркадия Пластова (1893–1972).
«Ведь никогда не придет в голову в какой-то момент взять да и бросить дышать…»
Аркадий Пластов — исключительное явление в советской живописи. Признанный мэтр, академик, народный художник, лауреат всевозможных премий, он предпочитал находиться вдали от московской богемной жизни. В своей родной Прислонихе, что в Ульяновской области, он творил на лоне природы, не порывая, таким образом, со своими корнями. Он творил не отдельные произведения, а художественный мир. «Земля и люди» Пластова — понятие реальное и ясное. За ним стоит многообразие характеров, типов, огромные российские просторы, запах молока и хлеба, за ним — жизнь, претворенная в искусство, и искусство, возвращенное в жизнь.
Библиографическое описание:
Автор: Пластова Т.Ю. Аркадий Пластов. «От этюда к картине»: Статьи, воспоминания, материалы предисл. В.В. Леняшина. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. — 416 с.: ил.
ISBN: 978-5-9907285-9-2
Земля Пластова открывается нам в минуты труда и отдыха, буйного веселья и грусти, в бесконечной веренице живущих на ней людей. Открывается с такой полнотой, что становится символом Родины. Он с сожалением признавал, что сделал далеко не всё: мимо него прошел труд заводских рабочих, что «упустил возможность ознакомиться с этими железными поэмами». При этом, что поразительно, именно Пластову удалось творчески воплотить идею Вечной России. Много было сказано об изломе, который произошел в советские годы, однако в картинах Аркадия Пластова вы этого не найдете. Его не волновали отношения базиса и надстройки, хоть он и считался классиком социалистического реализма. У него был свой, ни на кого не похожий, реализм, каким он должен быть у любого выдающегося творца.
Праздник. 1954–1967 Холст, масло. 204×295 Ульяновский областной художественный музей
Но ни в коем случае нельзя заподозрить его в ретроградстве. Его мир — мир новых людей и отношений. «Колхозный ток» Пластова стоит рядом с «Хлебом» Т. Яблонской, «Рабочим и колхозницей» В. Мухиной. Их сближает пафос жизнеутверждения, рожденный социальным обновлением. Однако и в тех холстах, где нет тракторов, мотоциклов, велосипедов, мы все равно чувствуем дыхание сегодняшнего дня, видим иной, нежели у мастеров XIX столетия, жизненный материал, иной взгляд на человека, чувствуем ту зрелость и проблемность художественных размышлений, которые даются только историческим опытом.
«Единственной нашей мыслью должно быть желание, страстное и непрестанное, устроить так свою жизнь, чтобы в тишине и уединении насладиться природой и свободой… предаваться любимому делу без помех и поправок невежественных и бесчестных людей»,
— в этих словах Пластова выражается его жизненный и творческий принцип.
Основную часть книги составляет исследование «Страна и мир Аркадия Пластова», проведенное Татьяной Пластовой — хранительницей наследия художника. В этой работе сочетается взгляд профессионального филолога и неравнодушного члена семьи Пластовых. Используются отрывки из дневников, записей и писем Аркадия Александровича. Особый интерес вызывает автобиография Аркадия Пластова, а также его статьи «Живопись М. С. Сарьяна» и «От этюда к картине».
Полистать книгу Аркадий Пластов. «От этюда к картине».
В заключительной части книги представлены репродукции работ Аркадия Пластова, как жанровые полотна, так и иллюстрации к рассказам. Пластов очень уважал и ценил творчество Л. Н. Толстого и Н. А. Некрасова, считая их выражением народного духа. Еще одной излюбленной темой для Пластова — уроженца Симбирского края — стала тема Пугачевского бунта. Образ предводителя крестьянского восстания также нашел воплощение на его полотнах.
Издательская программа Правительства Москвы
Выпуск осуществлен при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы
Рецензент: Н. Е. Третьякова, кандидат искусствоведения, проректор по научной работе Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова