Фонд «Связь Эпох» при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы Правительства города Москвы представляет издательский проект «Крымский Вал 9/45».
Еще недавно изучение истории местности, которую занимает Парк Горького, было уделом профессионалов, теперь, когда он стал одной из главных площадок отдыха в городе, круг интересующихся резко расширился.
Книга посвящена истории здания, расположенного в Парке Горького. Сегодня в нем находятся парковая администрация и штаб-квартира музея «Гараж». Совместное исследование историков и архитекторов рассказывает о развитии здания, появившегося между Крымским Валом и Москвой-рекой в конце XIX века. Несмотря на тяжелое состояние и многократные реконструкции, здание представляет собой интересный памятник эпохи конструктивизма с богатыми историческими наслоениями. Среди архитекторов, работавших с ним, были знаменитые и малоизвестные мастера — в том числе крупнейшие архитекторы и художники первой половины ХХ века.
Библиографическое описание:
Крымский вал, 9/45. Неизвестный памятник Парка Горького / авт.-сост. М.В. Евстратова, С.В. Колузаков, О.В. Трейвас, В.С. Одынь, П.А. Патимова; предисл. Б.Е. Пастернака. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. — 200 с.: ил.
К началу ХIХ века здесь, на бровке холма вдоль Калужского тракта (современного Ленинского проспекта), разрозненно, не образуя сплошного фронта, сформировалось несколько усадеб. Часть из них впоследствии была обращена в больницы, благотворительные и учебные заведения. Только императорский Александринский дворец сохранял свой усадебный статус, его садовники на протяжении двух столетий возделывали Нескучный сад. Он был частным владением, позднее открытым для горожан в дни празднеств. От больниц сады с прудами также спускались к реке. В конце XIX века на ее берегу построен судоремонтный цех завода Бромлей. Он представлял собой добротное промышленное здание, по современным меркам занимающее важное место в городе: на берегу реки, в двух километрах от Кремля. С Крымского Вала, на который был обращен торцевой фасад здания, открывалась замечательная панорама центра города с колокольней Ивана Великого, соборами и башнями Кремля.
В 1922 году новая власть обратила внимание на будущую территорию Парка Горького, решив включить ее в городской обиход. Организация выставки здесь была для своего времени прогрессивной градостроительной идеей. До этого в 1872 году Политехническая выставка проходила вокруг Кремля: в Александровском саду, Манеже, на набережной вдоль стен Кремля, а в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка была развернута на Ходынском поле. То, что благодаря группе архитекторов старой закалки выбор пал на пустырь около Крымского моста и Нескучного сада, отражало передовые европейские урбанистические идеи рубежа веков. К этому времени большие города научились извлекать долгосрочную выгоду от крупных выставочных проектов. Лондону от Всемирной выставки достался Хрустальный дворец, Парижу — Гран-Пале и Эйфелева башня. Чем хуже советская Москва?
Полистать книгу «Крымский Вал 9/45»
Согласно плану реконструкции столицы «Новая Москва» территория выставки, Нескучный сад и Воробьевы горы должны были образовать зеленый клин вдоль Москвы-реки, глубоко врезавшийся в центральную часть города, соединенный с противоположной стороной реки несколькими мостами, в том числе новым Крымским мостом и мостом по Титову проезду.
Последствия Гражданской войны, военный коммунизм, продразверстка привели к сокращению посевных площадей, падению урожая, крестьянство было отрезано от рынков сбыта и находилось в бедственном положении. В этих условиях в 1921 году было заявлено о начале подготовки Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
Кустарный павильон 1-й ВСХВ
19 августа 1923 года нарком внешней торговли Л. Красин писал жене:
«Сегодня мы открывали Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Вышел целый город на берегу Москва-реки. Было очень интересно, торжественно и эффектно. Пришлось держать речь на площади перед 10 000 человек слушателей; я сперва не знал, каким голосом начать речь в такой аудитории, а потом вспомнил, как в Сибири вызывают паром с другого берега реки, и закричал благим матом. Вышло, говорят, хорошо».
Выставка пользовалась огромным успехом у посетителей: за два месяца работы ее посетили 1 375 890 человек.
«…Толпы крестьян, колхозников и единоличников, из всех союзных республик, в своих национальных одеждах, в тюбетейках и папахах, покинув павильоны и загоны с баснословными свиньями, быками, двугорбыми верблюдами, от которых исходила целебная вонь скотных дворов, толпились на берегу разукрашенной Москвы-реки»,
— вспоминал писатель Валентин Катаев.
При проектировании ВСХВ 1923 года бывший судоремонтный цех завода Бромлея предполагалось снести. По концепции генерального плана И. Жолтовского, победившей на конкурсе, на этом месте предполагалась часть эспланады. Но главный архитектор выставки А. Щусев решил реконструировать промышленное здание в Кустарный павильон и использовал проверенное средство, сработавшее на Казанском вокзале: коктейль в неорусском стиле с экспрессивной, свойственной мастеру, прорисовкой деталей. Получилось по-бутафорски театрально.
На фоне бурного развития авангардных тенденций в изобразительном искусстве, пропаганды левого искусства и футуризма далеко не всеми архитектура сельскохозяйственной выставки воспринималась как удача, некоторые считали ее излишне традиционной, полагали шагом назад, видели в ней проявления мещанства и буржуазности.
Так, Эль Лисицкий сопроводил предложенную журналу «Эспри нуво» в 1924 году статью «Архитектура СССР» коллажем из фотографий павильонов ВСХВ с уничижительным комментарием:
«…Это не раскопки на римском форуме. Не реконструкция Помпеи. Это архитектура Первой сельскохозяйственной выставки СССР 1923 г., созданная дебильными учениками Палладио и другими архитектурными импотентами…»
В 1928 году на месте 1-й ВСХВ открылся Парк культуры и отдыха, но в Кустарном павильоне некоторое время еще располагался клуб работников «Гознака». В архитектурной мастерской парка, возглавляемой Лисицким, был разработан проект реконструкции бывшего Кустарного павильона в здание администрации. Сооружение должно было приобрести конструктивистские черты. Но уже во время строительства было принято решение часть здания переоборудовать под звуковой кинотеатр.
Строительство нового Крымского моста и планы развития парка А. Власова в очередной раз предусматривали снос здания, к тому же конструктивистская стилистика быстро вышла из моды. Для выставки трофейного вооружения (1943–1948) часть здания, занимаемую звуковым кинотеатром и разрушенную бомбой в 1942 году, прикрыли временной агиткой, а трофейные самолеты и танки разместили вдоль набережной. Не до конца отремонтированное здание так и осталось стоять у парадного входа с эспланадой.
Более подробно познакомиться с историей архитектурного ансамбля Парка культуры можно в настоящем издании, в котором собраны его архитектурные планы, зарисовки и фотографии.
Авторы проекта:
Марианна Евстратова, Сергей Колузаков (1 – 5 главы)
Антон Белов (вступительное слово)
Борис Пастернак (предисловие)
Архитектурное бюро «Form» (6, 7 главы)
Ольга Трейвас, Вера Одынь, Алина Ярошенко, Полина Литвиненко, Полина Патимова, Михаил Микадзе, Мария Рудакова
При участии:
Татьяны Астраханцевой, Светланы Дудиной, Константина Кима, Идриса Сулимана, Кристины Тимчук Редактор
Екатерина Щепалова: Корректор
Евгения Якимова Дизайн-макет, верстка, подготовка издания: Студия ABCdesign
Арт-директор: Дмитрий Мордвинцев
Дизайн-макет: Даниил Бондаренко
Верстка: Татьяна Борисова, Анастасия Агеева, Екатерина Панкратова Подготовка изображений: Игорь Кочергин