«Кучково поле Музеон»

Поиск

Каланчевский путепровод в Москве. Архитектор Алексей Щусев

Идея написания этой книги возникла в связи с предполагаемой в 2020 году реконструкцией Каланчевского путепровода, уникального произведения крупнейшего архитектора первой половины XX века Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Ко времени Октябрьской революции 1917 года он возвел десятки сооружений, разбросанных по всей территории Российской империи, а его постоянный выставочный павильон в Венеции и православное подворье в Бари стали яркими явлениями русского искусства и культуры за рубежом.

Однако в Москве, куда Щусев переехал из Петербурга в 1912 году, по его проектам в дореволюционный период были построены лишь Преображенский храм на Братском кладбище (разрушен в конце 1940-х годов), Марфо-Мариинская обитель и комплекс сооружений Казанского вокзала. Каланчевский путепровод создавался как часть единого ансамбля с Казанским вокзалом, объектом культурного наследия федерального значения. Авторы книги поставили перед собой задачи — объективно, с опорой на архивные источники, рассказать о непростой истории проектирования Каланчевского путепровода, зафиксировать подлинный облик к моменту реконструкции 2020 года, а также показать его значение в творчестве Щусева.

 

 

Библиографическое описание:

Евстратова М.В., Колузаков С. В. Каланчевский путепровод в Москве. Архитектор Алексей Щусев. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 144 с. : ил.  

ISBN 978-5-907174-26-9

Купить

Скачать PDF

 

«Строительство путепровода стало важной вехой в истории формирования красивейшей площади Москвы — Комсомольской, одной из немногих, сохранивших ансамблевую застройку».

Существующий ныне Каланчевский путепровод спроектирован российскими инженерами железнодорожного транспорта в 1908–1909 годах, а архитектурное решение его подпорной стены со стороны Комсомольской площади составлено академиком А. В. Щусевым в 1912–1916 годах. Комсомольская — одна из немногих исторических площадей Москвы, которая создавалась как градостроительный ансамбль. Над ее обликом в разное время работали академики архитектуры К. А. Тон, Ф. О. Шехтель, А. В. Щусев, Д. Н. Чечулин, Л. М. Поляков. Каждое новое звено ансамбля проектировалось с оглядкой на уже осуществленные здания, вписывалось в общую композицию, воспринималось как часть единого городского пространства.

Уже в процессе формирования ансамбля возникло устойчивое восприятие его как важнейших транспортных ворот города. Архитектура Комсомольской площади встречает гостей столицы, задает первое впечатление о ней. Строительство путепровода стало важной вехой в истории формирования красивейшей площади Москвы — Комсомольской, одной из немногих, сохранивших ансамблевую застройку. Проектная графика к Каланчевскому путепроводу — образцовому инженерному транспортному сооружению — находится в крупнейших российских музеях: Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, Государственной Третьяковской галерее, Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. Колоссальное количество эскизов, позволяющих подробно проследить развитие авторского замысла, хранится в архиве наследников А. В. Щусева. Большинство из них представлено в этом издании впервые.

 

Полистать книгу «Каланчевский путепровод в Москве. Архитектор Алексей Щусев»:

Сейчас сооружения Комсомольской площади воспринимаются ценнейшим историческим и архитектурным наследием Москвы. В существующем ныне виде, исполненный из вечного материала, Каланчевский путепровод является уникальным памятником ее неоклассического наследия, неотъемлемой частью комплекса зданий Казанского вокзала, памятника архитектуры федерального значения. В столице это единственная неоклассическая постройка А. В. Щусева, а в его творчестве — важный эксперимент с классическими и палладианскими формами. Дальнейшие осмысление и изучение сооружения позволят по-иному увидеть не только зрелый этап творчества мастера, когда он создавал путепровод, но и поздний период, когда он снова обратился к классицизму, но уже в рамках стилистики сталинского ампира.

В настоящем издании опубликованы документы, являющиеся наиболее ценными для представления полной картины истории создания Каланчевского путепровода в Москве. Документы расположены в хронологическом порядке. Унифицированы и помещены перед архивными текстами имена отправителей и адресатов, места написания и назначения документов, датировки. Все датировки материалов дореволюционного периода даны по старому стилю. Орфография и пунктуация архивных текстов приведены в соответствие с современными нормами, при этом сохранен авторский стиль. В издании также представлены уникальная проектная графика, авторские эскизы и архивные документы, хранящиеся в крупнейших российских музеях и частных собраниях; большинство из них публикуется впервые. Книга ориентирована на широкий круг читателей, интересующихся архитектурой и историей Москвы

 

Авторы: 

Авторы текстов и концепции издания Марианна Евстратова, Сергей Колузаков

Составители раздела «Архивные материалы» Марианна Евстратова, Сергей Колузаков

Дизайн, верстка, цветокоррекция Анастасия Агеева

Подготовка к печати (препресс) Николай Самсонов

Редактор Екатерина Нагорнюк

Корректор Екатерина Нагорнюк

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2020 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.