«Кучково поле Музеон»

Поиск

Русский фарфор XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова

Настоящее издание представляет сводный каталог русского фарфора XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова; публикуется впервые. Собрание насчитывает более 250 выдающихся произведений лидирующих производств России: Императорского фарфорового завода в Петербурге и Фарфорового завода Гарднера под Москвой; в приоритете — эпоха императрицы Екатерины II.

Художественные произведения из фарфора всегда были эстетическим и материальным мерилом роскошной интеллектуальной жизни. Красивые вещи неизменно привлекали элегантностью форм и изяществом декора, а также утилитарной крепостью и одновременной хрупкостью, сохранить которую могли только сами владельцы. В Европе и России долгое время ценился сам факт прекрасных «диковинок» из белой массы с прозрачной глазурью, секрет производства которых до начала XVIII века строго оберегался Востоком. Не случайно зеркально чистый, тонкий, звонкий фарфор издавна приобрел высокий эпитет «белого золота царей» в знак особой редкости, дороговизны и одухотворенности материала.

Сегодня романтика старинного фарфора выражается не только ценностью и подлинностью материала, эстетикой форм и декора. К этим важным факторам в полной мере примыкает глубина историко-культурного содержания самих вещей. Предметы, ранее бытовавшие в различных жизненных пространствах, — в том числе в интерьере и на столе, личных и деловых контактах, внутренней и внешней дипломатии, — впоследствии стали неотъемлемыми источниками сведений о своем времени. Дошедшие до наших дней фарфоровые артефакты, исчерпав свои функции в прошлом, в настоящем продолжают нести определенную эстетическую нагрузку, в частности формируя предметный облик музейных и частных собраний.

 

Библиографическое описание:

Багдасарова И. Р. Русский фарфор XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 376 с. : ил.

ISBN 978-5-907174-14-6

Купить

English edition

Скачать PDF

 

«Выдающаяся коллекция Владимира Царенкова демонстрирует Лучшие традиции отечественного прикладного искусства».

Полный научный каталог старинного русского фарфора XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова представляется впервые. Начало формирования выдающейся коллекции относится к середине 1980-х годов, когда на антикварном рынке за пределами России отечественный фарфор был известен относительно широко, но только проницательные ценители и безграничные оптимисты обращались к коллекционированию предметов этого вида прикладного искусства. Собрание комплектовалось в течение тридцати лет и к настоящему времени насчитывает более двухсот пятидесяти поистине музейных образцов: пластики малых форм, декоративных ваз, предметов столовых и чайно-кофейных сервизов, отдельных посудных форм. Собрание составляют представленные в каталоге произведения двух самых ярких предприятий России: Императорского фарфорового завода в Петербурге (основан в 1744 году) и Фарфорового завода Ф. Я. Гарднера под Москвой (основан в 1766 году). Изделия этих лидирующих производств в полной мере ассоциируются с лучшими традициями отечественного прикладного искусства и пользуются особой популярностью на мировых рынках антиквариата.

Собрание Владимира Царенкова обладает не только материальной, но и непреходящей духовной ценностью. Неповторимое соотношение количества и качества предметов в своем единстве представляет уникальное культурное явление. При этом каждая отдельно взятая вещь этого «музея фарфора» самодостаточна и имеет определенную связь с историко-художественным контекстом своей эпохи.

Ознакомившись с каталогом, Вы сможете лучше понять дух царской России, узнать больше о быте и привычках выдающихся людей великой эпохи нашего государства. 

 

Полистать книгу «Русский фарфор XVIII–XIX веков из собрания Владимира Царенкова»:

Основные пути поступления предметов в частное собрание — это прямые приобретения из галереи «Попов & Кº», основанной в Париже в 1920 году знатоком русского искусства А. Поповым;

а также ценные покупки через лоты национальных аукционов, в особенности Sotheby’s и Christie’s. В своем раннем бытовании большинство представленных предметов происходит из российских распродаж 1920–1930-х годов; прежде эти произведения искусства входили в коллекции дворцов высшей аристократии императорской России.

Полное представление данной коллекции широко популяризирует частное собрание, одновременно представляя возможность включения всего комплекса произведений в мировой научный оборот. Трудно переоценить значение публикации такой выдающейся коллекции, в которой отразились все лучшие черты, присущие искусству русского фарфора XVIII–XIX веков.

Опубликованные произведения вносят существенные дополнения к уже имеющимся материалам, позволяя восполнить лакуны, возникшие с давними утратами бесценных архивов Императорского фарфорового завода и рассредоточением других смежных архивных источников. Собрание служит наглядным подтверждением неисчерпаемости исследовательской работы по изучению произведений русского фарфора. Несомненно, что и для современных мастеров прикладного искусства публикации показательных предметов дают возможность освоения художественного наследия, осознания своего единства с прошлым и порождения новых творческих идей для собственных воплощений.

 

Автор: Багдасарова Ирина Радиковна

Ирина Радиковна Багдасарова — хранитель коллекции русского фарфора и керамики, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, ученый секретарь Отдела истории русской культуры; кандидат искусствоведения. Основные направления научных интересов: русский фарфор XVIII–XIX веков; атрибуция старинного русского фарфора; консультации по современному фарфору в практиках копирования предметов старины и создания новейших произведений. Автор более 70 печатных публикаций. Автор лекций по истории отечественного прикладного искусства, в частности фарфора. Куратор и координатор выставочных эрмитажных и межмузейных проектов.

 

Авторы: 

Куратор коллекции Катерина Киндем

Дизайн Анна Сушкова

Выпускающий редактор Полина Любимова

Корректоры Анна Закирова, Екатерина Нагорнюк, Нина Самбу

Верстка Любовь Комаровская, Анастасия Седяева

Цветокоррекция Павел Ермаков

Допечатная подготовка Марина Рогова

Координатор проекта Анастасия Евдокимова

Фотографы Александр Гидеон и Эдвард Рой Фокс

Фотографы Государственного Эрмитажа Павел Демидов, Юрий Молодковец, Владимир Теребенин, Леонард Хейфец

 

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2020 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.