Выставочные проекты

Выставочный проект «Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике»

1827659162561986256125125copy.png

Выставка «Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике», организаторами которой выступили фонд «История Отечества» и Российское историческое общество, открывает для нас новые страницы великой трагедии.

Раскол российского общества, произошедший в начале ХХ века, привел к революции, а затем и к кровавой Гражданской войне. Преодоление ее разрушительных последствий заняло не одно десятилетие и во многом не завершено до сих пор. Война раскалывала семьи, делала из старых друзей непримиримых врагов, разводя их по разные стороны баррикад. Изучение этих событий сегодня активно продолжается, однако остро ощущается необходимость в новых источниках. Введение в оборот источников визуальной информации позволяет воочию увидеть события Гражданской войны, представить, кем были в жизни те люди, по судьбам которых прошлась братоубийственная бойня.

Фонд поддержки межмузейного коммуникационного пространства и культурно-образовательных программ «Связь Эпох» выступил в роли исполнителя выставочного проекта. 

 

Дата и место проведения выставки:

21 февраля - 21 марта 2019 года - Дом Российского исторического общества

Проект «Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике» включает в себя два проекта – выставочный и издательский.

Перейти на издательский проект

ИА "Москва" о выставке

Репортаж РИО

 

8236587623562365

В церемонии открытия выставки принял участие Председатель РИО Сергей Нарышкин:

«Здесь, в стенах Дома Российского исторического общества, мы открываем выставку, и хотели бы представить наиболее яркие фотографии, кинохронику событий, которые разворачивались на шести фронтах Гражданской войны. Безусловно, Гражданская война стала огромным испытанием и огромной трагедией для нашей страны, для нашего народа и унесла около 10 миллионов жизней. Сегодня память о Гражданской войне интересует наше общество, востребован непредвзятый и объективный подход в подачи исторического материала. Я думаю, что жанр фотохроники является хорошим инструментом для этого»,

 

 

Разделы выставки

 

Выставка «Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике»

Выставка «Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике» открылась 21 февраля 2019 года в Доме российского исторического общества. В экспозицию вошло около сотни фотографий с шести фронтов Гражданской войны – хронология одного из самых кровопролитных конфликтов в истории страны прослеживается с их помощью во всей неоднозначности и многогранности. Визуальные источники важны не только потому, что они ранее не вводились в научный оборот. Фотография и видеосъемка решает сразу несколько задач. Рассмотрим несколько примеров.

Во-первых, на основании визуальных источников можно выявить первичную информацию. Например, о внешности человека, о количестве присутствовавших на заседании Учредительного собрания, о составе делегации на конференции в Брест-Литовске и т.д. Это наиболее простая задача.

Члены российской делегации в период мирных переговоров между представителями Советской России и Центральных держав в Брест-Литовске

Члены российской делегации в период мирных переговоров между представителями Советской России и Центральных держав в Брест-Литовске

Слева направо: капитан В. В. Липский, народный комиссар по иностранным делам Республики Л. Д. Троцкий, контр-адмирал В. М. Альтфатер и член ЦК РСДРП(б) Л. Б. Каменев. 

4 декабря 1917 Фотограф не установлен РГВА

Гораздо более интересной является проблема, связанная с оценкой психологического состояния участников событий, изучение образа лидера движения, сопоставление образа и реальности, запечатленной на пленке. Так, в период кануна Гражданской войны наиболее мифологизированным был образ председателя Временного правительства России Александра Керенского. Исследователь Борис Колоницкий, изучавший генезис образа Керенского, пришел к выводу, что в течение весны 1917 года стал формироваться культ вождя народа. Уверенный взгляд, волевые черты лица, неизменная прическа-бобрик, поза, подражающая Бонапарту, образ трибуна, пламенно выступающего перед толпой – такой визуальный ряд транслировался в массы. Однако Керенский в реальной жизни мало походил на супергероя. Неизвестный фотограф запечатлел «первую любовь Революции» 12 августа 1917 года на Николаевском вокзале, куда он прибыл для участия в Государственном совещании. Совещание должно было выработать план спасения России, но в итоге лишь рассорило основных политических игроков. Считается, что тогда Керенский пытался объединить свои усилия с популярным генералом Лавром Корниловым, но в конечном итоге решил объединиться с левыми силами против него. На фотографии перед зрителем предстает человек среднего роста, в высоком картузе и френче, с изможденным лицом. Видно, что ему тяжело воспринимать доклад офицера.

Встреча на Николаевском вокзале председателя Временного правительства А. Ф. Керенского, прибывшего для участия в Государственном совещании

Встреча на Николаевском вокзале председателя Временного правительства А. Ф. Керенского, прибывшего для участия в Государственном совещании

Москва. 12 августа 1917. Фотограф не установлен. РГАКФД

Вероятно, он не спал ночь, готовясь к выступлению. Мы видим нервного усталого человека, который далек от парадного образа народного героя. К осени от культа Керенского не останется и следа. В воспоминаниях «Россия на историческом повороте», написанных уже в эмиграции, Керенский обошел стороной это событие, однако указал, что в те дни был озабочен готовящимся военным мятежом. Его озабоченность очевидна, однако насколько она связана с мятежом, а насколько с планами использовать Корнилова в борьбе за безграничную власть? К сожалению, на этот вопрос фотография ответить не может.

В-третьих, фото- и кинохроника являются прекрасными источниками по истории повседневности. На кадрах запечатлены сцены солдатских братаний, когда противоборствующие стороны бросают оружие и идут навстречу друг другу, траурные процессии, посвященные памяти жертв Октябрьского вооруженного восстания, зафиксирован урон, нанесенный Москве в октябре 1917 года, выдача пайков раненым и многое другое.

Июльские события в Петрограде. Солдаты Самокатного полка, прибывшие с фронта для подавления мятежа

Июльские события в Петрограде. Солдаты Самокатного полка, прибывшие с фронта для подавления мятежа

Июль 1917 Фотоателье Карла Буллы

Выставка разделена по хронологическому принципу – первый зал рассказывает о событиях Великой российской революции февраля-октября 1917 года, далее – начало Гражданской войны (осень 1917 – весна 1918 гг), то есть до покушения на Ленина и мятежа левых эсеров, потом разделение идет по фронтам. Особый интерес вызывает подборка фотографий, связанных с ходом Гражданской войны в Закавказье и Средней Азии (1918–1922), где войска Туркестанского фронта сражались с басмачами. Интересно и необычно видеть, как писцы восточной вязью вырисовывали знамена для Красной армии, как у мечети в Ташкенте собирались многотысячные митинги за советскую власть. Конечно, отражены и основные направления Гражданской войны – борьба с Вооруженными силами Юга России, а также с армией Колчака на Восточном фронте.

По материалам выставки Фондом «Связь Эпох» совместно с издательством «Кучково поле» был подготовлен каталог фотографий со вступительными статьями ведущих отечественных специалистов по Гражданской войне. 

 

Фоторепортаж открытия выставки

logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.