В каталог вошло около 3500 рисунков, акварелей, живописных произведений из личных фондов ГА РФ по истории Российской империи. Этот том является продолжением вышедшего в 2012 году первого тома каталога, в который были включены авторские работы членов российской императорской фамилии.
Настоящее издание содержит работы разных авторов — как известных художников, таких как А. П. Боголюбов, П. Ф. Соколов, К. П. Брюллов, Г. Г. Чернецов, М. А. Зичи, П. О. Ковалевский, так и малоизвестных и неизвестных художников-любителей. Каждое изображение снабжено описательной статьей. На большинство художников, вошедших в каталог, составлены биографические справки.
Для удобства пользования каталогом к нему составлены указатели: имен художников, вошедших в каталог; имен, встречающихся в тексте; тематический; географических названий. Даны также подробные описания альбомов, наиболее часто упоминаемых в тексте, а также именной список фондов, изображения из которых вошли в каталог. Издание содержит более 300 иллюстраций.
Библиографическое описание:
Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах Государственного архива Российской Федерации. Т. II : Русские и иностранные художники / авт.-сост. М. В. Сидорова, А. Н. Сидорова. — М. : Кучково поле Музеон, 2021. — 440 с. : ил.
ISBN 978-5-907174-44-3
Вопреки распространенному мнению, архив — это не только письменные источники, но и множество изобразительных материалов. Эту простую истину доказывает каталог изобразительных материалов XIX — начала XX века из собрания Государственного архива РФ. В настоящем издании приводится первое научное описание более чем 3 490 рисунков из его фондов с изображениями наиболее интересных из них.
Читатель сможет ознакомиться с работами не только признанных русских и иностранных художников, таких как К. П. Брюллов, М. А. Зичи, П. О. Ковалевский, А. П. Боголюбов, Н. Н. Гриценко, Л. Н. Бенуа, но и художников-любителей, в том числе учащихся. Широкий спектр сюжетов и тем — от пейзажей и портретов членов царской семьи до оформления меню торжественных обедов — позволит взглянуть на культуру и повседневную жизнь людей дореволюционной России, проникнуть в их взгляды на мир и себя. Наряду с идейно нейтральными работами, такими как зарисовки античных и средневековых руин Италии, пейзажей русских городов и национальных типов народов империи, встречаются и эмоционально окрашенные произведения: дружеские шаржи (портреты придворных и дипломатов работы И. А. Всеволожского, директора Эрмитажа в 1899–1909 годах), юмористические зарисовки («Игра в чехарду» А. П. Боголюбова, сопровождавшего цесаревича Николая Александровича и его брата Александра в путешествиях по России), желчные карикатуры на Николая II и Александру Федоровну (выполненные, кстати, двоюродным братом царя Владимиром Павловичем Палеем), богато оформленные приветственные адреса (например, адрес городской думы Санкт-Петербурга будущему императору Николаю II в честь его совершеннолетия). Подчас работы позволяют узнать их авторов с новой, доселе неизвестной стороны, увидеть за маской серьезных государственных деятелей и придворных разносторонних, прекрасно владеющих кистью и карандашом людей, порой удивительно озорных. Среди представленных рисунков подавляющее большинство принадлежит карандашной и акварельной графике, однако есть и произведения живописи, например выполненная маслом «Голова лежащей женщины» румынского художника Николае Григореску.
Отдельно стоит отметить проблему атрибуции, затронутую в настоящем издании. Дело в том, что во время ряда изменений в архиве изобразительные материалы могли изыматься из фондов своих создателей и попадать в чужие, зачастую приобретая ложное авторство. Так было, например, с рисунками Н. М. Бенкендорф, которые, оказавшись в фонде императора Николая I, были ошибочно приписаны его супруге Александре Федоровне. Лишь внимательное изучение надписей и подписей позволило правильно атрибутировать изображения. Подобным образом у ряда рисунков было установлено авторство И. А. Всеволожского, М. Зичи, А. П. Боголюбова и других.
На наш взгляд, данное издание будет интересно как историкам и любителям истории, так и художникам и искусствоведам.
Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах ГА РФ. Том II. Русские и иностранные художники
Вечер в гостиной. Две женщины за столом и кот. Дерево, масло. 24×19. Ф. 1463. Оп. 1. Д. 1067. Л. 1
Вечер в гостиной. Две женщины за столом и кот. Дерево, масло. 24×19. Ф. 1463. Оп. 1. Д. 1067. Л. 1
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__023__0001.jpg
Купание. Бумага, акварель. 24,5 × 43. В правом нижнем углу надпись: Клампенборг
Купание. Бумага, акварель. 24,5 × 43. В правом нижнем углу надпись: Клампенборг
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__025__0002.jpg
Всадник. Бумага, акварель. 17,5×25. Надписи: Охота полеваньем.; Густав.
Всадник. Бумага, акварель. 17,5×25. Надписи: Охота полеваньем.; Густав.
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__026__0003.jpg
Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829. Бумага, акварель. 23×19
Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829. Бумага, акварель. 23×19
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__031__0001.jpg
Голова лежащей женщины Дерево, масло. 16×22,5. В левом нижнем углу подпись: Grigoresky
Голова лежащей женщины Дерево, масло. 16×22,5. В левом нижнем углу подпись: Grigoresky
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__043__0002.jpg
Женская аллегорическая фигура со шкатулкой в руках Бумага, акварель, карандаш. 49 × 35
Женская аллегорическая фигура со шкатулкой в руках Бумага, акварель, карандаш. 49 × 35
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__048__0002.jpg
Торжества в честь императора Николая II в Париже на площади Отель-де- Виль. 1896
Торжества в честь императора Николая II в Париже на площади Отель-де- Виль. 1896
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__054__0001.jpg
Иллюминация Больших бульваров в Париже в честь императора Николая II. 1896
Иллюминация Больших бульваров в Париже в честь императора Николая II. 1896
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__054__0002.jpg
Коронация императрицы Марии Александровны. 1856 (?) Бумага, акварель. 33,5×42
Коронация императрицы Марии Александровны. 1856 (?) Бумага, акварель. 33,5×42
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__058__0001.jpg
Портрет турецкого посланника в Петербурге Февзи Ахмет-паши. 1833 Бумага, пастель. 15 × 11,5 Надписи: слева: 1833 М. Л.; внизу: Лермонтов
Портрет турецкого посланника в Петербурге Февзи Ахмет-паши. 1833 Бумага, пастель. 15 × 11,5 Надписи: слева: 1833 М. Л.; внизу: Лермонтов
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__083__0003.jpg
Портрет цесаревича Николая Александровича. 1865
Портрет цесаревича Николая Александровича. 1865
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__085__0002.jpg
Наследник цесаревич Александр Николаевич на охоте возле убитого медведя. 1853
Наследник цесаревич Александр Николаевич на охоте возле убитого медведя. 1853
https://svyazepoh.ru/images/galleryjsn2/hudojniki/Garf_risunki_book__132__0002.jpg
Полистать каталог выставки
Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах ГАРФ. Т. II:
Авторы-составители: Марина Викторовна Сидорова, Анна Николаевна Сидорова
Дизайн: Анна Сушкова
Редактор: Екатерина Нагорнюк
Корректоры: Екатерина Нагорнюк, Зоя Колеченко
Цветокоррекция: Павел Ермаков, Сергей Панфилов
Верстка: Любовь Комаровская
Подготовка к печати: Марина Рогова
Координатор проекта: Анастасия Евдокимова