«Кучково поле Музеон»

Поиск

Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах Государственного архива Российской Федерации. Т. II

В каталог вошло около 3500 рисунков, акварелей, живописных произведений из личных фондов ГА РФ по истории Российской империи. Этот том является продолжением вышедшего в 2012 году первого тома каталога, в который были включены авторские работы членов российской императорской фамилии.

Настоящее издание содержит работы разных авторов — как известных художников, таких как А. П. Боголюбов, П. Ф. Соколов, К. П. Брюллов, Г. Г. Чернецов, М. А. Зичи, П. О. Ковалевский, так и малоизвестных и неизвестных художников-любителей. Каждое изображение снабжено описательной статьей. На большинство художников, вошедших в каталог, составлены биографические справки.

Для удобства пользования каталогом к нему составлены указатели: имен художников, вошедших в каталог; имен, встречающихся в тексте; тематический; географических названий. Даны также подробные описания альбомов, наиболее часто упоминаемых в тексте, а также именной список фондов, изображения из которых вошли в каталог. Издание содержит более 300 иллюстраций.

 

 

 

 

Библиографическое описание:

Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах Государственного архива Российской Федерации. Т. II : Русские и иностранные художники / авт.-сост. М. В. Сидорова, А. Н. Сидорова. — М. : Кучково поле Музеон, 2021. — 440 с. : ил.

ISBN 978-5-907174-44-3

Купить

Скачать PDF

 

Вопреки распространенному мнению, архив — это не только письменные источники, но и множество изобразительных материалов. Эту простую истину доказывает каталог изобразительных материалов XIX — начала XX века из собрания Государственного архива РФ. В настоящем издании приводится первое научное описание более чем 3 490 рисунков из его фондов с изображениями наиболее интересных из них.

Читатель сможет ознакомиться с работами не только признанных русских и иностранных художников, таких как К. П. Брюллов, М. А. Зичи, П. О. Ковалевский, А. П. Боголюбов, Н. Н. Гриценко, Л. Н. Бенуа, но и художников-любителей, в том числе учащихся. Широкий спектр сюжетов и тем — от пейзажей и портретов членов царской семьи до оформления меню торжественных обедов — позволит взглянуть на культуру и повседневную жизнь людей дореволюционной России, проникнуть в их взгляды на мир и себя. Наряду с идейно нейтральными работами, такими как зарисовки античных и средневековых руин Италии, пейзажей русских городов и национальных типов народов империи, встречаются и эмоционально окрашенные произведения: дружеские шаржи (портреты придворных и дипломатов работы И. А. Всеволожского, директора Эрмитажа в 1899–1909 годах), юмористические зарисовки («Игра в чехарду» А. П. Боголюбова, сопровождавшего цесаревича Николая Александровича и его брата Александра в путешествиях по России), желчные карикатуры на Николая II и Александру Федоровну (выполненные, кстати, двоюродным братом царя Владимиром Павловичем Палеем), богато оформленные приветственные адреса (например, адрес городской думы Санкт-Петербурга будущему императору Николаю II в честь его совершеннолетия). Подчас работы позволяют узнать их авторов с новой, доселе неизвестной стороны, увидеть за маской серьезных государственных деятелей и придворных разносторонних, прекрасно владеющих кистью и карандашом людей, порой удивительно озорных. Среди представленных рисунков подавляющее большинство принадлежит карандашной и акварельной графике, однако есть и произведения живописи, например выполненная маслом «Голова лежащей женщины» румынского художника Николае Григореску.

Отдельно стоит отметить проблему атрибуции, затронутую в настоящем издании. Дело в том, что во время ряда изменений в архиве изобразительные материалы могли изыматься из фондов своих создателей и попадать в чужие, зачастую приобретая ложное авторство. Так было, например, с рисунками Н. М. Бенкендорф, которые, оказавшись в фонде императора Николая I, были ошибочно приписаны его супруге Александре Федоровне. Лишь внимательное изучение надписей и подписей позволило правильно атрибутировать изображения. Подобным образом у ряда рисунков было установлено авторство И. А. Всеволожского, М. Зичи, А. П. Боголюбова и других.

На наш взгляд, данное издание будет интересно как историкам и любителям истории, так и художникам и искусствоведам.

 

Полистать каталог выставки
Изобразительные материалы XIX — начала XX века в фондах ГАРФ. Т. II:

 

 

Авторы-составители: Марина Викторовна Сидорова, Анна Николаевна Сидорова

Дизайн: Анна Сушкова

Редактор: Екатерина Нагорнюк

Корректоры: Екатерина Нагорнюк, Зоя Колеченко

Цветокоррекция: Павел Ермаков, Сергей Панфилов

Верстка: Любовь Комаровская

Подготовка к печати: Марина Рогова

Координатор проекта: Анастасия Евдокимова

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123001, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25, 5 этаж, офис 5-2

+7 (999) 917-11-04

fondsvyazepoh@gmail.com

© 2019 - 2023 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.