«Кучково поле Музеон»

Поиск

Калязин. Фрески затопленного монастыря

Собрание фрагментов настенной живописи середины ХVII века из города Калязина входит в число наиболее ценных материалов фонда Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Они вынуждены были стать экспонатами музея, утратив свою природную функцию в результате исторических катаклизмов, переживаемых нашим обществом. Так, проект советского правительства реконструкции водной системы в верховьях Волги обернулся экологической и культурной катастрофой.

На затопленных территориях помимо природных богатств погибли большие культурные ценности: ушли под воду древнерусские города и села Ивановской, Тверской, Горьковской областей с памятниками XVI–XIX веков. Среди них погиб и ансамбль Троице-Макарьева монастыря близ Калязина. Лишь одиноко возвышается средь водной глади стройная колокольня городского собора, напоминая о прошлых ошибках.

 

 

 

 

Библиографическое описание:

Калязин. Фрески затопленного монастыря / сост. З. В. Золотницкая, Ю. В. Ратомская; вступ. ст. Т. И. Гейдор. — М. : Кучково поле Музеон, 2020. — 52 с. : ил.

ISBN 978-5-907174-36-8

Скачать PDF

 

Макарьевский монастырь

Макарьевский монастырь являлся одним из крупнейших и наиболее известных монастырей в России. Он основан в 1434 году боярским сыном Матвеем Кожей, в монашестве — Макарием. Расцвет монастырского хозяйства, а с ним и строительства в XVI–XVII веках во многом зависел от того почтительного внимания, которое уделяли обители царственные особы, часто делавшие значительные вклады и жаловавшие богатые угодья с крепостными крестьянами: в 1544 и 1553 годах монастырь посетил Иван Грозный, в 1599 году — Борис Годунов, в 1654 году Алексей Михайлович вместе со своей семьей скрывался здесь от чумы. На работы — как строительные, так и живописные — приглашались лучшие мастера, выполнявшие царские заказы. Это во многом объясняет особенности художественной стилистики столичной ориентации: архитектурно-художественная композиция Троицкого собора (1521–1523; в середине XVII века восстановлен после пожара каменных дел мастером, крепостным монастыря Аверкием Мокеевым) следует традиции, установленной Успенским собором Аристотеля Фиораванти. Стенопись собора середины

XVII века может рассматриваться как образец московского письма; кроме того, здесь мы имеем ктиторские прижизненные портреты Алексея Михайловича и Марии Ильиничны (в группе праведников в одной из сцен Апокалипсиса). Дата их написания — 1654 год — соответствует моменту пребывания царской семьи в монастыре. Будучи одним из самых богатых в России, на протяжении более четырех столетий монастырь строился, расширялся, перестраивался. До момента его разборки ансамбль полностью сохранял все свои сооружения XVI–XIX веков.

182765871625896165698125.jpg

Калязин. Троицкий Макарьев монастырь. 1867 год.


В 1939—1940 годах часть территории старого города, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена при строительстве Угличской ГЭС. В конце 1930-х годов, не имея возможности противостоять правительственной программе, архитекторы, реставраторы, историки искусства пытались в экстремальных условиях провести экспресс-исследования на затоплявшихся территориях и по возможности спасти хотя бы фрагменты уничтожавшихся памятников. По заданию Академии архитектуры небольшая группа специалистов, организованная руководством Музея архитектуры, в состав которой вошли архитекторы, художник-реставратор, белокаменщики, макетчики (при научной консультации всех работ академика архитектуры И. В. Рыльского и при поддержке ученых И. Э. Грабаря, Д. П. Сухова) и др. — всего 21 человек, — выполнила в максимально короткий срок (ноябрь 1939 — сентябрь 1940) большой комплекс работ по научной фиксации всех древних построек монастыря, по исследованию, обмерам и демонтажу архитектурных фрагментов. Самой сложной работой оказалось снятие со стен собора фресок и монтаж их на новую основу.

В результате всех этих работ в фонды музея поступили уникальные обмерные чертежи и проекты реконструкций, более 500 негативов натурной съемки, фотодокументы, макеты отдельных сооружений монастыря в реконструкции первоначального вида, выполненные из дерева в масштабе 1:50, архитектурные фрагменты — три наличника, портал Троицкого собора — и более 100 фрагментов настенной живописи середины XVII века. Еще около трех десятков фрагментов живописи было передано в фонды Государственного Русского музея, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, Музея Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова и Краеведческого музея города Калязина.

 

Полистать книгу
Калязин. Фрески затопленного монастыря:

 

 

Дизайн: Анна Сушкова

Корректор: Екатерина Нагорнюк

Перевод на английский язык: Дарья Бабич

Редактор английского текста: Даниил Дынин

Цветокоррекция: Игорь Кочергин, Сергей Панфилов

Верстка, подготовка к печати: Марина Рогова

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue instagram zen red zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2021 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.