«Кучково поле Музеон»

Поиск

Каталог выставки купить «Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник».

Настоящее издание представляет собой альбом-каталог выставки «Лев Иванович Киль: профессия —  военный, призвание —  художник». Подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина при участии крупнейших художественных, исторических и литературных музеев, архивов и библиотек России, Государственных художественных собраний Дрездена и частных коллекционеров, проект продолжает цикл выставок и публикаций, рассказывающих о творчестве мастеров камерного портрета первой половины XIX века.

Многообразные по жанру, манере исполнения и технике работы Л. И. Киля (1789–1851) впервые собраны вместе: живописные оригиналы и выполненные по ним гравюры знаменитой военной сюиты, запечатлевшей российскую армию, одержавшую победу над войсками Наполеона, батальные сцены, пейзажи и акварельные портреты членов царской семьи, знакомых и современников А. С. Пушкина, шаржи и зарисовки.

Прекрасный изобразительный материал, который представляет несомненную ценность как для историков, так и для всех, кто интересуется искусством этой героической эпохи, дополнен детальными аннотациями, а также статьями, содержащими ранее малоизвестные подробности жизни и творчества офицера-художника.

 

 

Библиографическое описание:

Художник Лев Иванович Киль / Составление, текст, подбор иллюстраций А. М. Вальковича. —  М. : Государственный музей А. С. Пушкина : Кучково поле Музеон, 2020. — 264 с. : ил.

ISBN 978-5-907174-52-8

О выставке

ТК "Культура" о выставке

Скачать PDF   Купить

 

Для изучения военной истории и быта эпохи славных побед русской армии во время Заграничных походов 1813–1814 годов графика Льва Ивановича (Карла Леопольда) Киля крайне важна, ведь именно его руке принадлежит выполненная в 1815–1820 годах военная сюита «Мундиры русской армии», легшая в основу представлений нескольких поколений историков о форме 1812 года. Настоящее издание, подготовленное издательством «Кучково поле Музеон», представляет собой альбом-каталог масштабной выставки «Лев Иванович Киль: профессия — военный, призвание — художник», прошедшей в залах Государственного музея А. С. Пушкина 27 мая — 12 сентября 2021 года. Более 250 работ было собрано из отечественных и зарубежных коллекций, чтобы познакомить зрителя не только с гравюрами, но и с живописными оригиналами изображений офицеров русской армии. Как и выставка, настоящий каталог позволяет увидеть и другую, куда менее известную сторону творчества Л. И. Киля: выполненные его рукой акварельно-гуашевые сцены с участием гренадер Зимнего дворца, виды Петербурга и Парижа, портреты венценосных особ — великого князя Константина Николаевича, императоров Александра I и Николая I. Не обойдены вниманием и «неформальные» рисунки Киля: шаржи, портрет знаменитой итальянской балерины Марии Тальони и гуляющего по берегу Женевского озера поэта В. А. Жуковского.

Статьи и аннотации историка и реконструктора А. М. Вальковича, предпринявшего кропотливую работу по публикации и критическому осмыслению наследия художника-генерала, позволяют лучше разобраться в назначении и судьбе «военной сюиты», жизненных обстоятельствах автора и его заслугах перед русским искусством.

Наверное, самое интригующее и одновременно драматичное в изучении гравюр Киля заключается в том, что задумывались они ради грандиозных пропагандистских целей, «арт-интервенции» в Европе, но использовались в итоге только в России. Все началось с того, что победоносный самодержец Александр I решил напомнить о мощи русской армии всей Европе на грандиозном параде в Вертю — 150 тысяч воинов в красочных мундирах должны были стать «уроком, даваемым российским императором прочим народам». Буквально накануне смотра царь дал поручение молодому поручику квартирмейстерской части Л. И. Килю сделать образцовые рисунки нового шитья мундиров генералов и офицеров царской свиты и штаба, чепраков их лошадей. Начавший делать зарисовки с натуры еще во время репетиции, 26 августа 1815 года, после отъезда императора Киль был оставлен в Париже для создания гравированной серии изображений русских войск. Однако работа художника затянулась на долгих четыре года: ввиду халатности парижских граверов Килю пришлось не только исполнять рисунки, но и гравировать и раскрашивать их — а ведь на создание трех гравюр у него уходило по месяцу! За это время изменилась и концепция серии: вместо изображения только армейских полков, участвовавших в смотре в Вертю, потребовалось представить все царские войска по состоянию на 1815–1820 годы. Абсолютно все рисунки и оттиски с них отправлялись в Петербург — их оценивал и делал замечания лично император Александр I, чрезвычайно дотошный в вопросах обмундирования. Во многом замедляли работу Киля перемены в обмундировании и снабжении русской армии в 1816–1818 годах.

 

«Благодаря военной сюите имя Киля заняло прочное место в истории русского гравировального искусства, а наше представление о внешнем облике генералов, офицеров и солдат „александровской поры“, „овеянных славою 12 года“, прежде всего основано на его замечательных гравюрах».

Работая в смешанной технике (карандашный рисунок покрывался акварелью, которую в свою очередь перекрывала гуашь), художник использовал как собственные натурные зарисовки, так и — в гораздо меньшей степени — ракурсы конных фигур с гравюр голландского офицера Александра де Сева. Для создания ярких гравюр Киль прибег к сложной технике au lavis. Восемь гравюр, для ускорения работы, по рисункам Киля выполнил старший гравер Военно-топографического депо Главного штаба И. И. Колпаков, однако более половина изображений сюиты — автогравюры.

«Очевидно, тогда царю, под свежим впечатлением от испытанного триумфа, и пришла счастливая мысль создать гравированную серию, призванную не только запечатлеть внушительный вид русских войск, но создать такую сюиту из великолепных гравюр, которая приобрела бы всеобщую известность и напоминала бы иностранным дворам о главенствующей роли России в освобождении Европы от владычества Наполеона».

Серия гравюр Киля представляет для каждого рода войск определенный набор типажей: для кавалерии штаб-офицер, обер-офицер, унтер-офицер, трубач и рядовой, к которым в пехоте добавляются тамбур-мажор, барабанщик и музыкант и т. д. По пути в Россию, уже с готовыми рисунками (гравюры были отправлены заблаговременно), художник задержался в Варшаве — первоначальное намерение повидать братьев, чей полк был расквартирован в Царстве Польском, вылилось в работу над серией рисунков «по польской армии» по настоятельному поручению великого князя Константина (к сожалению, сами изображения не сохранились; неизвестно и точное их число). В результате довольны остались и самодержец, и его могущественный брат: с 1820 года капитан квартирмейстерской части Киль получал годовое содержание, достойное известных художников Военно-типографического депо, — 3 700 рублей. Кроме того, художнику удалось завязать дружеские отношения с Константином Павловичем — в январе 1822 года гвардейский капитан Киль был назначен адъютантом к цесаревичу в Варшаву. Это дало художнику возможность сделать множество портретов фактического правителя Польши — как при параде, так и в домашней обстановке. К числу самых пронзительных работ Киля относятся карандашные зарисовки закутанного в шинель великого князя, отступающего вместе с русскими войсками и беженцами из охваченной огнем восстания Варшавы. После смерти Константина Лев Иванович попал в ближайшее окружение императора Николая I (героя нескольких его работ) в качестве флигель-адъютанта. В 1835 году после Калишских маневров русской и прусской армий Киль, выполнивший тут же серию работ «Воспоминания о Калише», был произведен в генерал-майоры и назначен в императорскую свиту.

Потребовавшие стольких усилий и времени раскрашенные гравюры (в числе 703) Киля увидели свет в 1821 году под названием «Мундиры Российской армии, рисованные и раскрашенные в Главном штабе Его Императорского Величества». Это было беспрецедентное издание — ни в одной европейской армии того времени такого подробного изображения обмундирования всех родов войск еще не существовало. Вышло и нераскрашенное издание эстампов в числе 73 штук. Черно-белые офорты, впрочем, не менее интересны, чем цветные, — гордая стать и лихая удаль при дотошной достоверности облика вполне проявляют себя на гравюрах «Унтер-офицер Конно-егерского полка» и «Штаб-офицер Конно-егерского полка». Среди прототипов героев гравюр можно отметить великого князя Николая Павловича (инженер-генерала), генерал-лейтенанта П. М. Волконского (генерал-квартирмейстер), полковника Г. И. Ностица (штаб-офицер Смоленского драгунского полка) и т. д.

Впоследствии Л. И. Киль стал признанным знатоком деталей русского мундира времен Отечественной войны — несмотря на то, что собственные его работы затрагивали более поздний период — и был назначен осуществлять надзор за выполнением профессором Петером Хессом живописной серии из 12 полотен.

Помимо собственно цикла гравюр и рисунков Л. И. Киля, настоящее издание позволяет ознакомиться и с подробностями его биографии — о том, как курляндский потомок офицера Фридриха Великого, считавшийся художником-любителем, получил художественное образование в центре искусств — Дрездене — и стал начальником над русскими художниками-пенсионерами Академии художеств в Риме. Таким образом, полностью оправдывается название каталога — это не просто собрание рисунков, но восприятие их сквозь призму жизненного пути и творческого опыта художника.

  

 

 

 

Полистать каталог выставки
Художник Лев Иванович Киль:

 

 

Дизайн: Анна Сушкова

Верстка: Любовь Комаровская, Марина Рогова

Цветокоррекция: Павел Ермаков

Подготовка к печати: Марина Рогова

Куратор проекта: Анастасия Евдокимова

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

vk blue zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2021 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.