Фонд «Связь Эпох» продолжает публикацию воспоминаний в рамках серии «Живая история».
Воспоминания Екатерины Григорьевны Шульгиной «Конспект моих политических переживаний (1903–1922)» были написаны в Праге в 1924 г. Будучи женой видного политика дореволюционной России Василия Витальевича Шульгина, Е. Г. Шульгина имела возможность наблюдать с близкого расстояния многие важные события начала XX в., начиная с революции 1905–1907 гг. и заканчивая Гражданской войной.
«Я пережила очень много горя и горечи…»
Дочь известного либерального публициста Григория Градовского, с началом Русско-японской войны Екатерина Григорьевна начинает интересоваться политикой и журналистикой. Со временем она становится одним из ведущих сотрудников семейной газеты «Киевлянин», правда, пишет под мужским псевдонимом «Алексей Ежов». Ее литературный талант сразу становится предметом общественного внимания. В 1917 году она фактически является организатором русского движения в Киеве, противостоящего украинским сепаратистам, но, будучи женщиной, вынуждена действовать в основном закулисно. Несмотря на это, Екатерина Григорьевна сыграет достаточно важную — пусть и невидимую на первый взгляд — роль в организации Белого движения в Киеве и в целом на Юге России. Россия и Добровольческая армия станут для нее тем, ради чего она готова отдать все самое дорогое — сыновей Василида и Вениамина.
Библиографическое описание:
Шульгина Е. Г. Конспект моих политических переживаний (1903–1922) / подг. текста, предисл., коммент. А. А. Чемакина. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2019. — 672 с.; 12 л. ил. — (Живая история).
Уже после крушения белых она напишет:
«Я почему-то вспомнила Добровольческую армию, которую любила назвать армией Добра <…> И все-таки она такою была и остается, хотя не была достойна донести до конца свое знамя, на котором был символ Высшего Добра. Она шла за Назарет и Голгофу, а не против них, как армия Зла. Погибла она потому, что начала совершать злые дела. Но история и Высший суд нездешний отделят пшеницу от плевелов, и армия Доброй Воли соберется у Ног Того, Кто Волил умереть за Добро».
В начале 1922 г. она смогла выбраться из Советской России, перейдя советско-польскую границу у местечка Емильчино Волынской губернии. Незадолго до этого ей удалось побывать в имении, где она проживала с мужем. Крестьяне встретили Шульгину радостно. Они повторяли: «Барыня, барыня приехала — привел Господь увидеть», — и плакали вместе с нею, а затем вместе молились в церкви.
Размышляя о своих взаимоотношениях с крестьянами, Екатерина Григорьевна отметила в своих черновых набросках, что революция была сплошным недоразумением:
«Никогда я не пила их “кровушки”, и если они, попав в Киев вместе с Петлюрой, пролили кровь моего Василечка, они не ведали, что творили, и не знали, что среди “гетманцев” имеется “курганский панич” Вася, товарищ их игр и первый их друг и приятель. Не ненависть друг к другу вложила винтовки в руки их и моих сыновей, а любовь, любовь к Чему-то и к Кому-то, Что и Кто были выше и нашей любви к нашим детям и нас самих. Стреляли только винтовки, падали окровавленные тела, и русская земля пила кровь и принимала жертвы не по ненависти, а по любви принесенные. В сердцах же была любовь».
Полистать книгу
Жизнь Екатерины Григорьевны в эмиграции была чрезвычайно тяжелой — первые годы она жила в Праге в постоянном безденежье. Но, выбравшись из Советской России и немного оправившись от перехода, Екатерина Григорьевна почти сразу же начала писать — лист за листом, тетрадь за тетрадью. Она записывала свои размышления, впечатления, переживания, воспоминания. Характеризуя свои рукописи, Екатерина Григорьевна отмечала, что «другие живут не образами и впечатлениями — а реальною жизнью среди реальных людей и ценят тех, кто описывает эту жизнь такою, какова она есть… Они красиво описывают жизнь, а я — мои красивые впечатления от жизни».
За короткий промежуток времени, всего за два месяца (с 3 сентября по 3 ноября 1924 г.), Шульгина написала «Конспект моих политических переживаний (1903–1922)». Осенью того же года она продала «Конспект…» в Русский заграничный исторический архив в Праге (РЗИА), который после Великой Отечественной войны был передан в Советский Союз.
«Ах, Бобик, я пережила очень много горя и горечи… Но для такого существа, как я, другого назначения в жизни не могло быть: я всегда могла быть только “иначе несчастна”… Те противоречивые элементы, кот[орые] вошли в меня от моего отца и матери, всегда создали бы из моей жизни драму…»
— писала она Василию Витальевичу.
Не выдержав душевных страданий, Екатерина Шульгина покончила жизнь самоубийством 24 апреля 1934 года. В некрологе о ней Петр Струве написал:
«Дочь известного публициста Григория Константиновича Градовского, она унаследовала от отца и публицистический дар художественной складки, и страстность писательского темперамента. Она много писала — под псевдонимом А. Ежова — в превосходно редактируемой Д. И. Пихно, а потом В. В. Шульгиным и П. В. Могилевской газете “Киевлянин”, где ее статьи нередко составляли подлинное украшение номера; за рубежом несколько статей ее были помещены в “Возрождении” моей редакции. В покойной писательская страстность рождала вдохновение и восторги, достигавшие подчас большой объективной силы, сообщавшейся каждому мало-мальски восприимчивому читателю. За ее восторженностью, пронизанной и как бы смягчаемой блестками настоящего юмора, стояли подлинные и живые религиозные чувства: большая любовь к Добру, неудержимая тяга к Красоте, смиренно-трепетное преклонение перед Истиной».
Настоящая публикация мемуаров Е. Г. Шульгиной предпринимается впервые. Текст снабжен обширным научно-справочным аппаратом. Книга будет интересна как специалистам по истории России периода революции и Гражданской войны, так и всем неравнодушным к истории нашей страны.
Авторы проекта:
Издание подготовлено при финансовой поддержке Фонда «История Отечества»
Издание печатается по рукописи из коллекции Государственного архива Российской Федерации (Ф. Р-5974. Оп. 2. Д. 11а, 11б)
Составитель, научный редактор, автор вступительной статьи и комментариев к. и. н., старший преподаватель Института истории СПбГУ А. А. Чемакин
Рецензенты:
- д. и. н., профессор А. А. Иванов (СПбГУ),
- д. и. н., профессор, заведующий кафедрой русской истории А. Б. Николаев (РГПУ имени А. И. Герцена)