В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылся международный выставочный проект «Антанта/Entente. 1914–1918», приуроченный к 100-летию Первой мировой войны.
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылся международный выставочный проект «Антанта/Entente. 1914–1918», приуроченный к 100-летию Первой мировой войны.
Организаторы выставки Музей-заповедник «Царицыно» и Фонд междузейного коммуникационного пространства и культурно-образовательных программ «Связь Эпох». Вы ставка проходит при поддержке Российского исторического общества и ассоциации «Франко-Росссийский диалог».
В выставке приняли участие ведущие музеи и архивы Москвы и Санкт-Петербурга, а также музеи Франции, Италии. Среди них: Государственный центральный музей современной истории России, Центральный музей Вооруженных сил МО РФ, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный музей А. В. Суворова (Санкт-Петербург), Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, а также, Музей форта Помпель (Реймс, Франция), Музей восстания и сопротивления (Вичеца, Италия).
Экспозиция охватывает девять залов, где представлены документы, фотографии, плакаты, обмундирование разных армий, оружие, в том числе легендарный британский пулемет «Максим», российские карабины системы Мосина.
Картин на выставке немного, но все они привезены из знакового места — военно-исторического музея «Форт Помпель». В 1916 году вместе с французами оборону там держали солдаты и офицеры Русского экспедиционного корпуса. Помпель стал единственным французским портом, который не удалось взять германским войскам. Интерес также вызывают карикатуры французского врача Рене Дюбука на русских солдат и офицеров, служивших в форте Помпель. На выставке также представлены двенадцать гравюр из серии «Великая война» российского художника-графика Игоря Задеры. Данная серия является художественной интерпретацией событий и эпизодов реальных боевых действий стран-участниц Великой Войны 1914–1918 гг. В серию входят сюжеты, посвященные памяти павших в боях военнослужащих России, Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии и Бельгии. Все сюжеты уникальны. Они отгравированы и отпечатаны на камне лично автором ограниченным тиражом.
За несколько месяцев до открытия выставки вышел в свет одноименный альбом «Антанта. Сердечное согласие в годы Великой войны», который стал первым юбилейным сборником Российского исторического общества, которым оно возрождает традицию публикаций Сборников Императорского русского общества.Альбом представляет собой уникальное красочное издание, в котором использованы материалы из ведущих российских исторических и военных музеев и государственных архивов, а также статьи исследователей из Франции, Англии, Италии и Бельгии. В качестве предисловия в книге помещен текст выступления председателя Государственной думы и главы Российского исторического общества Сергея Нарышкина на круглом столе "Первая мировая война: память и культура", прошедшем в Париже.
Один из разделов книги называется "Забытый вклад России в Первую мировую войну": "…в 1898 году Россия стала первой страной, предложившей общее ограничение на военные расходы в Европе и способ мирного разрешения споров между государствами… Одним из последствий российской инициативы было то, что бойцы вступили в войну в 1914 году с набором правил, нацеленных на смягчение катастрофы, каковой является вооруженный конфликт промышленно развитых стран...".
В издании использованы редкие архивные фотографии, репродукции картин, портретов, документы того времени, плакаты, воспевающие героизм русских воинов и их союзников, а также открытки с сценами из жизни российской, английской и французской армий, фотографии оружия и изображений униформы различных полков.