«Связь Эпох»

Поиск

Павильон ВДНХ «Земледелие» («Украинская ССР»). История создания и комплексная реставрация

Фонд «Связь Эпох» знакомит читателей с историей крупнейшей сельскохозяйственной выставки страны. Издательский проект посвящен павильону «Земледелие», входящему в ансамбль ВДНХ.

Настоящая книга посвящена одному из ключевых павильонов Выставки достижений народного хозяйства — «Земледелие» («Украинская ССР»,№ 58). В первых трех главах раскрывается история создания павильона Украины, начиная с Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года, проходившей у Крымского вала, и прослеживается дальнейшая его трансформация, уже на новой территории _ за Останкинским парком на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Монументальное здание на Главной аллее, построенное в 1951 году, хорошо знакомо нескольким поколениям москвичей и гостей столицы. Неповторимый архитектурный облик придала ему декоративная отделка керамикой, смальтой, майоликой. Скульптуры, украсившие крышу павильона, для большей выразительности были облицованы золотой мозаикой — такую технику назвали «советский Гауди». Однако у этого павильона были предшественники.

  

Библиографическое описание:

ВДНХ. Павильон «Земледелие» («Украинская ССР»). История создания и комплексная реставрация / авт.-сост. М.В. Евстратова, В.М. Покачалов. — М.: Фонд «Связь Эпох», 2018. — 144 с.: ил.

Полистать книгу

 

Павильон ВДНХ «Земледелие» («Украинская ССР»)

187658712656198569165961256.jpg

Соответствующий павильон возводился в рамках Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которая была проведена в 1923 году. Местом проведения выставки был выбран участок на берегу Москвы-реки, включавший огороды у Крымского Вала, сад Голицынской больницы и Нескучный сад. Эта территория уже была отмечена Щусевым на генеральном плане «Новая Москва» как будущая парковая зона. Для решения планировочной структуры выставки был объявлен открытый конкурс на генеральный план, не принесший, к сожалению, желаемых результатов, хотя на нем было представлено 27 проектов. В проведенном затем закрытом конкурсе победителем стал вариант И. В. Жолтовского. На совершенно плоской местности Жолтовскому удалось создать живописный ансамбль, вписав в него 17 главных отделов выставки.

Полистать книгу

Первый деревянный павильон был построен уже к ВСХВ 1937 года по проекту украинского архитектора А. А. Тация, победившего на конкурсе, проведенном в Киеве в начале 1936 года.

Он представлял собой стилизацию под украинское жилище так же, как павильон «Украина», выполненный украинским архитектором Троценко для выставки 1923 года. Крыша с сильными свесами кровли образовывала крытые обходные галереи, поддерживаемые колоннами, и имела довольно сложный силуэт с пятью щипцами. Поверхности стен были украшены национальным орнаментом. План представлял собой прямоугольник 49 × 22 м, а высота фасадов не превышала 7 м. Интерьер состоял из узкого центрального зала и двух квадратных помещений по бокам. Пространство боковых залов визуально делилось каркасом и балками на девять равных частей. Оформление для этого павильона выполняли художники А. Г. Петрицкий и В. Д. Ермилов.

187658712657612651265.jpg

А.А. Таций Проект павильона «Украинская ССР». Перспектива. 1936 Фоторепродукция ГНИМА

В годы войны на территории ВСХВ царил хаос: павильоны плохо охранялись, ветшали из- за протечек крыш и других повреждений, часть сотрудников была эвакуирована, случались бомбежки (в ночь с 16 на 17 октября 1941 года на выставку было сброшено пять фугасных бомб).

После преодоления военной разрухи изменилась архитектурная концепция выставки. В августе 1948 года было принято постановление Совета министров о строительстве на выставке нового павильона Украинской ССР «в связи со значительным разрушением павильона Украины и хозяйственной целесообразности проведения капитальных работ по восстановлению…». В январе 1949 года на Украине прошел закрытый конкурс на новое здание павильона, в котором участвовало три проекта: А. В. Власова (при участии В. Д. Елизарова), Н. К. Иванченко и А. А. Тация. Представленные проекты получили оценку Главного выставочного комитета, а выводы комиссии сохранились в стенограммах того периода:

  • Проект Власова. Проект Власова имеет керамический каркас с заполнением стен керамическими блоками, освещаемыми через сплошную стеклянную крышу. Торцевой фасад, выходящий на магистральную ось решен невыразительно, в виде глухой щипцовой стены. Решение неудачно для выставки. Высота сильно превышена против существующих павильонов на площади Колхозов.
  • Проект Иванченко. Так как Украинский павильон образует одну из сторон площади Колхозов, следует признать постановку торцом к площади неудачей. Решение кровли ведет к большому скоплению снега. Архитектура главного фасада раздроблена и отвечает больше архитектуре Главного входа.
  • Проект Тация. Стены выложены из сборных керамических блоков профилированного сечения. Кровля по металлическим фермам. Освещение верхним светом посредством фонарей и больших витражных плоскостей в торцевых фасадах. Предусмотрено сохранение архитектурного образа существующего павильона со значительным улучшением общего объема центральной части, новой проработкой плана, введением бокового света на торцевых стенах. <…> Считать его приемлемым и принять за основу.

Ukraine_PRESS_preview_Страница_031_Изображение_0001.jpg

А.А. Таций,  Н.К. Иванченко Проект павильона УССР. Главный фасад. 1938. Бумага, карандаш, акварель. 63 × 160 ГНИМА

Особое внимание в книге уделено процессу реставрации павильона. К середине 2010-х годов павильон «Украинская ССР» («Земледелие») на ВДНХ значительно обветшал. В конце марта 2016 года специалисты-реставраторы приступили к визуальному обследованию и фиксации технического состояния архитектурно-декоративных элементов фасадов и интерьеров. Проведенные комплексные научные исследования позволили установить фактическое состояние несущих, ограждающих конструкций здания, грунтов основания, составить декатировочную ведомость утрат и повреждений. При визуальном обследовании были подтверждены основные параметры эксплуатационных характеристик здания, которое работало только с мая по октябрь.

Находкой авторов издания стала синхронная публикация фотографий до и после реставрации, снабженные небольшими комментариями.

  

Авторы проекта:

Редактор Анна Петрова

Корректор Анастасия Хорохонова

Дизайн-макет Дмитрий Мордвинцев, Светлана Данилюк

Подготовка изображений

  • Анастасия Агеева
  • Даниил Бондаренко
  • Татьяна Борисова
  • Дарья Горячева
  • Ольга Зирко
  • Александра Корсакова

 

 

 

Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях

 

facebook blue vk blue zen red
logo

123376, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 28, стр. 2, офис 3/305

+7 (499) 253-90-01

fond@svyazepoh.ru

© 2019 - 2020 Фонд «Связь Эпох»
Все права защищены. Любое копирование материалов на сайте запрещено. © Дизайн и разработка.

Room Booking

Thanks for staying with us! Please fill out the form below and our staff will be in contact with your shortly.